Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Тринитарная история Бога

Гренц С., Олсон Р.


Для Мольтмана в этом не было никакой двойственности. Будущее действительно проникает в прошлое и настоящее, благодаря чему происходят события, движущие мир вперед, в будущее. Эти предварительные события совершаются Богом, который сам участвует в них в страданиях и славе и, следовательно, имманентен миру. Величайшие из таких событий связаны с земной жизнью Иисуса Христа, в частности, с его смертью, воскресением и сошествием Святого Духа.

Итак, Мольтман оценивает присутствие Бога в мире с тринитарной точки зрения. Если трансцендентность Бога заключена в его пришествии («АскепШв») из будущего в мир и вступлении в противоречие с мировым злом, то имманентность — это совместное становление Бога и мира в тринитарной истории царства в мире. Представление о трансцендентности и имманентности Бога как о присутствии будущего в настоящем характеризует учение Мольтмана о Боге как «эсхатологический, тринитарный панентеизм». Мы увидим, что имманентность Бога, в его понимании, это реальная история триединого Бога в контексте мировой истории. В то же время он рассматривает эту историю не как эволюционный процесс, а как пролепсис, или предвосхищение.

Тринитарная история Бога

Мольтман исследовал связь между учением о Троице и эсхатологией в двух серьезных трудах: «Распятый Бог» и «Троица и царство». Ключом к пониманию личности Бога как исторической, а значит имманентной, для него служит учение о Троице в контексте события смерти Иисуса Христа. Тщательно анализируя распятие Иисуса, Мольтман пришел к выводу, что это событие повлияло не только на человечество, таким образом примирившееся с Богом, но и на самого Бога. На кресте Бог явил себя как Троицу в рамках человеческой истории: «То, что произошло на кресте, было событием, произведшим глубокий раскол в Боге, когда он оставил самого себя и вступил с собой в противоречие. В то же время оно укрепило единство Бога, поскольку в нем Бог был заодно с Богом и тождественен сам себе».

Итак, для Мольтмана Троица — всего лишь сокращенный вариант повествования о страстях Христовых. В ее основании лежит «разделение-в-единстве», которое Бог испытал в ходе этих событий, и крест невозможно понять вне контекста Троицы.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz