Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Разум и религиозность

Гренц С., Олсон Р.


Разум и религиозность

Направленность в будущее, характерная для теории Панненберга, и соответствующий пересмотр онтологии, на первый взгляд, ставит под сомнение некоторые аспекты классического христианского вероучения. Создается впечатление, что его богословие не закладывает основание для традиционного акцента на присутствии сущего Бога здесь, радом с нами, и для утверждения, что все в истории человечества было предопределено Богом до сотворения мира.

Но еще более проблематичным, чем отсутствие у Панненберга интереса к этим темам, нам представляется его очевидный и полный рационализм, а также упорное отрицание любых попыток делать богословские заключения на основе решения поверить в Бога, которое не прошло испытание рациональным осмыслением и не отстаивало свою правоту перед альтернативными вероучениями. Однако прежде, чем делать выводы относительно этого аспекта его богословия, нам следует поместить кажущуюся склонность Панненберга к рационализму в контекст его понимания своего богословского призвания к служению церкви в условиях постоянного обмена идеями в современном обществе.

В намерения Панненберга входит формулировка прочного интеллектуального основания христианской веры в эпоху, когда решение исповедовать любую религию преждевременно отвергается как необдуманное и даже иррациональное. В ответ на неверный, по его мнению, выбор богословов конца эпохи Просвещения, Панненберг пытается вернуться к взвешенному пониманию роли разума в формировании веры. Он с готовностью признает, что в настоящем все претензии на истину остаются условными. Следовательно, поиски истины должны быть направлены на эсхатон, когда истина явится во всей полноте. Хотя до наступления эсхатона только условный и противоречивый ответ может быть дан на вопрос о смысле жизни, верующие могут испытывать гораздо большую уверенность, чем принято считать. Их вера имеет прочное основание и не является результатом иррационального решения.

Признавая, что в жизни люди руководствуются не только разумом, и предостерегая от мысли, будто рациональными аргументами можно убедить людей поверить в Бога, Панненберг указывает: отсутствие у христианства разумных обоснований может значительно осложнить первый шаг человека к вере. Невзирая на обилие иррациональных препятствий, он поставил своей целью изменить господствующее мнение о том, что христианство не выдерживает испытания разумом.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz