Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Откровение и Дух

Гренц С., Олсон Р.


Но все же его признание правоты современного отрицания авторитетности Библии не означает согласия с тем, что, по его оценке, современная текстуальная критика полностью дискредитирует идею богодухновенности Писания. Нам вовсе не следует по этой причине отворачиваться от Писания, намекает Панненберг. Его концепция примирения содержит глубокое основание для переработки учения о Писании. Панненберг предлагает сделать апостольское благовестие инструментом непрерывной проповеди воскресшего Господа. К сожалению, немецкий богослов пока не сделал следующего шага от этой идеи к полноценному учению о Писании.

Откровение и Дух

То, что Панненберг сосредоточил внимание на исторической природе откровения, заставляет задаться вопросом о том, как именно мы познаем это откровение. Иными словами, речь идет о роли Духа в освещении истории. Сам Панненберг развивает идею единства откровения в условиях разветвления этой концепции. По этой причине он не терпит предположений о том, что события необходимо дополнить неким богодухновенным словом или сверхъестественным действием Духа; смысл событий заключен в них самих.

Хотя Панненберг не отрицает роли Духа в процессе веры, временами он склонен к ее умалению в эпистемологическом процессе постижения Божьего откровения в истории. Итак, вопрос остается открытым: почему некоторые с готовностью отвечают на призыв, а другие решительно отвергают его?

Каким бы ни был ответ, Панненберг отказывается искать решение проблемы веры и неверия в таинственном действии Святого Духа, как это часто бывает в традиционном богословии. Причина веры или неверия каждого отдельного человека кроется в тайне человеческой личности, которую он считает Божьим даром.

В своем систематическом богословии Панненберг приходит к более глубокому пониманию этой динамики, нежели в более ранних работах. Он признает ограниченность в познании божественного откровения в эпоху, предшествующую установлению на земле Божьего царства. В связи с этим апостольское благовестие играет решающую роль в понимании откровения. Эта мысль ознаменовала собой важный этап в развитии его идей. Хотя он продолжает утверждать, что исторические события не нуждаются в дополнении, признание неполноты знания открывает путь к доказательству присутствия элемента таинственности в эпистемологическом процессе в эпоху, когда всякая претензия на истинность неизбежно подвергается сомнению.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz