Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Иисус и Сын Божий

Гренц С., Олсон Р.


Итак, Бог — это поле, на котором существуют творение и история. По словам Панненберга, «присутствие Божьего Духа в творении можно описать как поле творческого присутствия, всеобъемлющее поле силы, которое испускает событие за событием в конечное существование».

Бог как всеобъемлющее поле одновременно имманентен миру и трансцендентен ему. Его имманентность очевидна. Все творения и все события живут благодаря своему окружению, то есть божественному полю, источнику жизни. Имманентный Дух оживляет Божьи творения, возвышая их за пределы самих себя, и тем самым дает им возможность участвовать в жизни Бога. Но в процессе жизни Бог не только имманентен; он всегда остается и трансцендентным. Бог — это нечто большее, чем цепочка конечных фрагментов времени и пространства. А его жизнь не просто сумма жизней конечных существ.

Но более всего трансцендентность является следствием направленности в будущее, внутренне присущей взаимоотношениям между Богом и миром. Бог-Дух выступает в роли целого, придающего смысл конечным событиям истории. Этот смысл неразрывно связан с будущим, ибо только в конце истории мы открываем для себя ее смысл и соответствие каждого события этому смыслу. Итак, конец запределен каждому отдельному моменту, ведь вся история движется навстречу этой славной новой реальности. Таким образом, время и вечность взаимосвязаны, поскольку, как пишет Панненберг, «через будущее вечность проникает во время».

Иисус и Сын Божий

Учение о Троице образует ядро систематического богословия Панненберга. Тем не менее, полезно будет дополнить картину, перечислив главные темы учения Панненберга о Христе. Ведь именно в Иисусе вечность — будущее — раз и навсегда вошла во время.

Панненберг всегда уделял большое внимание вопросам христологии. Первой из его работ, переведенных на английский язык, стала монография «Иисус — Бог и Человек». В этой книге содержится его спорное описание центрального места, которое занимает воскресение в истории Иисуса, с акцентом на историчности этого события. Панненберг утверждает, что, воскресив Иисуса из мертвых, Бог тем самым высказал свое одобрение явления и нелегкого служения Иисуса, поскольку в этом событии Иисус пережил эсхатологическое преображение, уготованное всему человечеству.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz