Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентность и имманентность

Гренц С., Олсон Р.


Основное значение здесь имеет связь между признанием Духа источником жизни Божьего творения и биологическим открытием «экстатической сущности жизни». Каждый организм живет в среде, которая питает и взращивает его. В нем всегда присутствует желание выйти за пределы своей непосредственной среды обитания навстречу своему будущему и будущему своего вида. В этом смысле Божьи творения соучаствуют в Боге Духом, утверждает Панненберг. Следовательно, Духа можно воспринимать как окружающую среду или поле, в котором живут все Божьи творения и которое дает им жизнь.

Кроме того, Дух это сила, поднимающая Божьи творения над их окружением и направляющая их в будущее. Такое действие Духа в конечном итоге ведет к выходу за пределы самого себя, характерному для человеческой личности и определяющему особую жизнь человеческого «я» вне себя во Христе, которая проходит в церковном сообществе верующих.

Концепция поля также лежит в основе антропологии Панненберга. Человеческую личность, утверждает он, не следует рассматривать с точки зрения извечного «я». У него гораздо более сложное представление о процессе становления человеческой личности. Большое значение для развития личности имеет непосредственное восприятие полноты человеческого существования, которое Панненберг называет «чувствованием», или «полем», где живет человек. Поскольку эта полнота существования концепция эсхатологическая, связанная со смыслом существования реальной действительности, который открывается, когда течение жизни останавливается, Панненберг приписывает эсхатологические свойства и Божьему образу. Эта концепция реализуется не в начале, а в конце человеческой истории. Грех он тоже определяет с точки зрения идеи созидания личности. Грех это самолюбие, «я», сосредоточенное на собственной ограниченности, вместо того чтобы искать себя в общении с Богом, то есть в существовании extra se во Христе.

В основе такого представления о Боге и мире лежит особая богословская трактовка пространства и времени, параллельная изложенной ранее концепции религиозной природы человечества. По мнению Панненберга, невозможно представить себе фрагменты пространства и времени, не рассматривая последние как неделимое целое, служащее контекстом для этих фрагментов. Интуитивное ощущение бесконечного пространства свидетельствует о беспредельности и вездесущности Бога, тогда как интуитивное ощущение времени в целом указывает на его вечную природу.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz