Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Панненберг и его критики

Гренц С., Олсон Р.


Будучи монографией, эта более ранняя работа исходила из неоспоримой реальности Бога, и рассуждение в ней строилось исключительно с точки зрения христологии «снизу». Однако Панненбергер признает, что такой подход неполон, если речь идет о христологии в контексте систематического богословия. Подобные рассуждения можно вести лишь на фоне специфической христианской антропологии с полной осведомленностью в области учения о Боге.

Для достижения этой цели в своем систематическом богословии Панненберг возвращается к классической богословской концепции Логоса как к принципу мирового единства. Но традиционная идея предстает перед нами в необычном прочтении. Логос воплощает в себе мировой исторический порядок. Следовательно, Иисус -Логос — это не абстрактный вселенский принцип, а Мессия Израиля, воспринявший человеческий облик и явивший нам пример надлежащих взаимоотношений творения со своим Творцом.

В основании теории Панненберга лежит предположение, что мы не рассматриваем связь между Иисусом и Богом непосредственно с точки зрения единства предсуществования Логоса с человечеством. Она опосредована отношениями Иисуса с Отцом, разворачивающимися в истории самого Иисуса. Послушный Отцу даже до смерти, Иисус вечный Сын, Логос, ибо готовность смиренно отделиться от Бога и служить ему привела его на путь жизни.

До конца исполнив порученное ему, Иисус примирил нас с Богом. Он занял наше место перед лицом смерти и тем самым навсегда изменил наше положение. Панненберг называет это «суммарной заменой». Верой мы можем соучаствовать в новой жизни, дарованной нам Христом. Добровольно подчиняя себя Богу, мы обретаем общение с ним и однажды вступим в вечную жизнь, оставив позади все, что сейчас стоит на нашем пути, включая смерть.

Панненберг и его критики

Программа действий, предпринятая Панненбергом, стала, возможно, наиболее смелой со времен Барта попыткой составить полное и систематичное богословское изложение христианского учения. Помимо систематизации церковного учения, он старается определить христианский подход к философской подоплеке стремления современного общества порвать со своими религиозными корнями. Прикладывая столь серьезные усилия, Панненберг отказывается прислушаться к доводам тех, кто отвергает идею полной систематизации богословия в современной ситуации, а также тех, кто пытается направить богословие в сторону решения иных, менее смелых задач.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz