Богословие и богословы XX века
Трансцендентность и имманентность
Тем самым он предлагает альтернативу идее подчинения Сына и Духа Отцу, столь пагубной, по его мнению, для традиционного богословия. Панненберг привносит эту взаимозависимость в процесс истории спасения, выделяя эсхатологическое завершение божественного замысла как центральный пункт откровения единства божественного бытия. Лишенная темы бесконечность определяется целенаправленной деятельностью ипостасей Троицы в мире.
Трансцендентность и имманентность
Если на ранних этапах своей научной деятельности Панненберг уделял основное внимание христологии, то, приступив к полной систематизации своего богословия, он все более стал проявлять интерес к пневматологии, или учению о Духе. Более того, центральное место в догматике Панненберга занимает попытка разработать новую пневматологию. В богословии существует тенденция к умалению роли Духа. Она ограничивается разъяснением ситуаций, где бессильны все рациональные предположения. Панненберг намерен исправить положение, разработав более глубокое учение о Духе на библейском основании. Но в процессе его разработки он одновременно находит ключ к пониманию божественной трансцендентности и имманентности.
Большое значение в пневматологии Панненберга имеет его восприятие духа как поля. Это понятие связано, хотя и не вполне тождественно, с теорией поля, открытой учеными в XIX веке. Своими корнями эта идея уходит гораздо глубже, в древнюю стоическую философию, в которой существовало учение о материальной пневме (духе). Однако отцы церкви отвергли ее в пользу понятия о Боге как о духе.
Эта новая пневматология поля занимает центральное место в учении Панненберга о Боге. Вслед за критиками-атеистами, например,
Фейербахом, он отвергает классическое представление о Боге как о единстве разума и воли (то есть духе). Божественную сущность, утверждает Панненберг, лучше описывать с точки зрения непостижимого поля, то есть динамического духа, известного нам как третья ипостась Троицы Святой Дух.
Рассматривая поле-дух как одно из свойств божественной жизни, Панненберг делает серьезное заявление о всепроникающем творческом присутствии Духа в Божьем творении и человеческой жизни. Высшим его проявлением он считает новую жизнь верующего и церкви. Таким образом концепция, характеризующая божественную сущность, одновременно выступает как принцип взаимоотношений Бога со своим творением и участия творения в жизни Бога.