Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христианская концепция Бога: Триединство

Гренц С., Олсон Р.


предвосхищение Божьего откровения, ожидающего нас в конце истории. По этой причине Панненберг считает жизнь Иисуса основой христианского учения о Боге.

Христианская концепция Бога: Триединство

Главное место в богословии Панненберга занимает учение о Боге. А главное в христианской концепции Бога, по его мнению, — учение о Троице. Неудивительно поэтому, что Триединый Бог находится в самом сердце систематического богословия Панненберга.

В отличие от богословской практики, распространенной со времен Средневековья, Панненберг переходит непосредственно от концепции откровения к разъяснению учения о Троице и только затем к описанию Божьего единства и свойств его характера. Традиционная попытка вывести множественность ипостасей Троицы из концепции Бога вызывает затруднения, утверждает Панненберг, поскольку при таком подходе Бог остается, скорее, одной личностью, нежели тремя.

Значительно отличаясь от прежних методологий, учение Панненберга о Боге содержит в себе удивительное предположение относительно современного вопроса о связи между имманентной Троицей (вечной сущностью Бога) и икономической Троицей (Богом, действующим в истории спасения). Установленная им связь основывается на идее о том, что систематическое богословие — это не что иное, как разъяснение содержания личного откровения самого Бога. Следовательно, он основывает учение о Троице на откровении, то есть на организации спасения — на том, какими Отец, Сын и Святой Дух предстают перед нами в событии откровения, — явленной в жизни и проповеди Иисуса. Только потом он переходит к обсуждению единства Бога в контексте его божественных качеств. Таким образом, учение Панненберга о Боге опирается на божественную организацию, и потому его представление об имманентной Троице строится на основе Троицы икономической.

Важное значение в разработке Панненбергом этого учения имеет его понятие самодифференциации. Суть личности заключается в том, чтобы отдавать себя ближнему, а значит, понятие личности включает в себя идею зависимости. Все ипостаси Троицы, писал Панненберг, взаимно зависимы друг от друга.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz