Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Исходная предпосылка богословия

Гренц С., Олсон Р.


XX века, ее основанием Панненберг считает учение Лютера о вере. Вторая, хорошо известная, концепция «основного доверия» принадлежит Эрику Эриксону.

Религиозность, поясняет Панненберг, возникает из зачатков осознания разницы между «Я» и «миром» как необходимого элемента доверия, которое закрепляется пребыванием человека в семье. По мере познания конечности и временности повседневной жизни у человека развивается интуитивное ощущение бесконечного. Эта идея получила у Панненберга новое развитие. Интуитивное ощущение бесконечного не содержит в себе точного знания о Боге, не опосредованного религиозными традициями. Такого рода знания дают человеку возможность, размышляя над своими более ранними непосредственными переживаниями, прийти к выводу, что именно в них содержалось не имеющее тематической направленности знание о Боге. Иными словами, к выводу о наличии связи между первичным интуитивным ощущением бесконечного и темой Бога можно прийти лишь путем размышлений о ходе религиозной истории.

Тем самым Панненберг связывает врожденную религиозность с опытом веры, который человек получает, приобщаясь к тому или иному вероисповеданию и познавая деятельность и суть Бога через его творение. Эта связь, в свою очередь, позволяет ему понять, что именно в соперничестве религий и скрывается откровение истины.

Вслед за Бартом Панненберг утверждает, что откровение происходит, когда Бог позволяет нам узнавать себя. Но в центре откровения, по его мнению, находится исторический процесс. Для Панненберга это история религий. На мировой исторической сцене идет борьба за власть между противоречащими друг другу и религиозными по сути учениями, каждое из которых претендует на истинность и превосходство над другими. В конечном итоге все это — попытки выражения единства мира. Та религия, которая полнее всего прольет свет на весь опыт реальной действительности, в конце концов одержит победу и тем самым докажет свое право считаться истинной.

В этом контексте Панненберг находит особый смысл в религиозной истории Израиля. Именно в ходе этой истории человечество познало монотеизм, что позволило ему увидеть мир как единое целое. В это же время Бог открыл людям направление своей дальнейшей деятельности в истории. Эти открытия сформировали контекст для благовестия Иисуса, которое Панненберг ставил в центр откровения природы вечного Бога. Иисус — это пролепсис, историческое

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz