Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Будущность Бога

Гренц С., Олсон Р.


Таким образом, откровение трансцендентно, поскольку трансцендентно будущее. В то же время оно имманентно настолько, насколько будущее близко настоящему. Грядущее Царство Славы пока не существует, но при этом нельзя сказать, что его еще нет в настоящем. Оно присутствует в нем через оказываемое им воздействие:

В сравнении с тем, что мы испытываем сейчас, оно привносит нечто новое. Но это не означает, что оно существует отдельно от окружающей нас реальности. Будущее пока не наступило, но оно воздействует на настоящее, пробуждая надежду и уча человека сопротивляться пагубному влиянию.

Будущность Бога

Новый подход Мольтмана к трансцендентности и имманентности, основанный на предвосхищении будущих событий, занимает центральное место в его учении о Боге. Немецкий богослов устанавливал тесную связь между бытием самого Бога и грядущим Царством Славы, с приближением которого Бог в полной мере явит себя миру. Следовательно, «Бог существует не вне нас и не в нас», а скорее впереди нас на горизонте будущего, открывающемся в его обещаниях», так что «будущее следует считать одним из видов бытия Бога». Мольтман убежден, что если бы Бог уже существовал в полной мере над нами или в нас, реальность не могла бы носить по-настоящему исторический характер. История утратила бы всякий смысл или исчезла вообще, как это произошло в религиях озарения. Более того, зло и жестокость истории должны были бы считаться отражением Бога, который либо может, но не хочет одержать над ними победу, либо бессилен перед ними, и потому не вправе называться Богом.

Огромное значение для Мольтмана имеет реальность истории, вступающей в противоречие с будущим. Глядя на страдания и зло, царящие в этом мире, он утверждает: «Бог не является основанием этого мира и человеческого существования, он Бог грядущего царства, которое радикально преображает наш мир и всю нашу жизнь».

Таким образом, трансцендентность Бога заключается не в его роли Творца и Хранителя мира, который уже существует. Трансцендентность — это сила, преображающая наш мир с точки зрения его будущего, отвергая все отрицательные моменты и увлекая его в Царство Славы. Так же и имманентность Бога это его ближайшая будущность, вторгающаяся в каждый момент, вступая в противоречие с противоречиями мира и славы Божьего царства.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz