Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Исходная предпосылка богословия

Гренц С., Олсон Р.


Это утверждение предполагает, что понятие Бога, если оно соответствует реальной действительности, проливает свет не только на человеческое существование, но и наше взаимодействие с окружающим миром. По словам Панненберга, «нет никакого сомнения, что от него зависит вся конечная реальность, не только человек и его история, но и мир природы». Для подтверждения справедливости этого вывода необходимо представить «логически последовательную модель мира как Божьего творения». Вот почему он убежден, что главная задача систематического богословия — показать миру просвещающую способность христианской концепции Бога.

Кроме того, предположение о неразрывной связи божественной природы Бога с его господством над миром означает, что окончательное спасение Божьего творения может служить неоспоримым доказательством существования Бога. При этом, разумеется, богословский акцент смещается в сторону истории и эсхатологии. «Только окончательное спасение, — писал Панненберг, — станет подтверждением реальности Бога». Следовательно, исторический процесс, достигший своего логического завершения, представляет собой «доказательство Богом собственного существования». Систематическое богословие, в свою очередь, служит для разъяснения этого доказательства.

Исходная предпосылка богословия

В соответствии с тезисом об оспоримости факта существования Бога, Панненберг утверждает, что богословие не может сформулировать учение о Боге, не имея исходной предпосылки. Свои поиски он основывает на антропологическом наблюдении, которое устанавливает связь между философским богословием и богословием откровения. Суть этого наблюдения заключается в признании естественной религиозности человека. Тем самым Панненберг хотел сказать, что устройство каждого из нас и всего человечества в целом включает религиозный компонент. Выражаясь богословскими терминами, предназначение человечества — служить воплощением Божьего образа, и заметнее всего оно в готовности человека «открыться миру».

Эта трактовка внутренней религиозной природы человека основывается на ранних идеях Шлейермахера и переработке концепции бесконечности Декарта. Но своими корнями она уходит еще глубже, в средневековые дебаты о первичном знании, которое, пусть смутно, появляется в человеческом разуме. По мнению Панненберга, две современные концепции проливают свет на этот вопрос. Первая концепция — «экзоцентризм», положение о том, что источник своеобразия личности каждого человека находится вне его самого. Хотя широкое распространение она получила в философской антропологии

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz