Богословие и богословы XX века
Систематическое богословие и учение о Боге
Панненберг не стал последователем богословов XIX века, трактовавших царство с этической точки зрения. Его взгляды скорее соответствуют экзегетическим открытиям века XX, для которых смысл этого термина определяется апокалиптическим движением и учением Иисуса. Библейская проповедь царства имеет явную эсхатологическую направленность, поскольку провозглашает полноту господства Бога над своим творением, которое уже нашло свое историческое воплощение в пришествии Иисуса. На пути к эсхатону христиане живут в радостном ожидании окончательного утверждения Божьего владычества над миром. Только тогда нам до конца откроется слава и реальность триединого Бога.
Тема надежды возвращает нас к рациональному аспекту богословских изысканий, с которым они тесно взаимосвязаны. Будучи открытой научной дисциплиной, богословие призвано дать «рациональный отчет в истинности веры». Эта направленность на рациональную ответственность определяет миссию церкви в понимании Панненберга. С надеждой устремляя взоры к эсхатологическому совершенству в Божьем царстве, христиане не вправе отгораживаться от мира за стеной личной или семейной религиозности. Напротив, мы призваны оставаться в мире, где идет битва за истину, и там заниматься богословием. Поскольку задача богословия неразрывно связана с поиском высшей, Божьей истины, само богословие — открытая рациональная дисциплина.
Систематическое богословие и учение о Боге
Следуя классической традиции, Панненберг утверждает, что все систематическое богословие — это, по сути, учение о Боге. Можно сказать даже, что Бог — всеобъемлющий объект богословских исследований. Хотя христианская догматика выходит за рамки учения о Боге и включает в себя антропологию, экклесиологию и тому подобное, все это различные аспекты главной темы.
Исходной точкой в любых рассуждениях о Боге служит общий семантический минимум понятия «Бог», в котором Бог рассматривается с точки зрения власти и силы. Бог это «сила, .поддерживающая всю конечную реальность» и «власть, определяющая все и вся». Из этого простого условия Панненберг делает далеко идущий вывод: Божественная природа Бога непосредственно связана с проявлением его господства над своим творением.