Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Разум и надежда

Гренц С., Олсон Р.


В определенном смысле представление Панненберга о богословии следует классической модели. Он тоже рассматривает богословие как одну из открытых научных дисциплин, участвующих в поиске универсальной истины. Путь к ней, утверждает Панненберг, лежит через богословские размышления и анализ произошедших событий. Он выступает против попыток разделить истину на автономные области или оградить традиционное христианское понимание истины от рационального исследования. Богословские суждения должны подвергнуться тщательному анализу на предмет исторической реальности их основания. Иными словами, богословие следует оценивать по критическим канонам так же, как и другие науки, поскольку оно тоже имеет дело с истиной. Христианская истина должна отвечать «критерию последовательности», то есть быть способной сосуществовать с процессом человеческого познания и даже прояснять его.

В одном представление Панненберга о богословии выходит за классические рамки. Он уверяет, что истину не следует искать в неизменных сущностях — она носит исторический и в конечном итоге эсхатологический характер. До наступления эсхатона истина, по природе своей, останется неполной, а все претензии на ее познание спорными. По этой причине богословие, как и все другие области человеческого знания, условно. Его нельзя уместить в набор истин, характеризующих Бога. Окончательное познание истины возможно только в будущем. Посему все догмы следует расценивать как гипотезы, которые подлежат проверке на соответствие другим областям знания. По заявлению Панненберга, это вполне согласуется с Писанием, где сказано, что лишь в конце времен все придут к истинному познанию Бога.

Разум и надежда

Понимание Панненбергом природы богословской задачи определило две центральные темы его учения, тесно связанные друг с другом — разум и надежда. Значение термина «разум» очевидно из сказанного выше: богословие — наука рациональная. Понятие «надежда» выражает явную эсхатологическую направленность его программы. Поскольку вся его богословская система сосредоточена на эсхатоне, ее вполне можно отнести к богословию надежды. В основе учения Панненберга лежит концепция Божьего царства — славы Троицы, воплощенной в Божьем владычестве над своим творением.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz