Богословие и богословы XX века
Богословие и истина
Чтобы избежать неопределенности веры и ее зависимости от исторических исследований, богословы постпросветительской эпохи перенесли основание веры от исторических событий к опыту обращения, который не нуждался в дополнительных доказательствах. Иными словами, произошел переход от прежнего мировоззрения, с его рациональным обращением к историческим фактам, к современному подходу, который исходит из субъективных моментов опыта верующего.
Этот подход произвел на свет две разные, но в равной степени ошибочные позиции. Некоторые богословы отвергают историческое содержание христианской традиции как не имеющее никакого отношения к современной ситуации. Такова позиция радикальных пиетистов, к которым Панненберг причисляет и Рудольфа Бультмана.
Другие следуют по пути так называемого консервативного пиетизма, когда достоверность исторических аспектов христианского вероучения основывается на личном опыте веры отдельного христианина. Так обращение, предположительно, подтверждает историчность событий жизни Иисуса, в том числе совершенных им чудес и его воскресения из мертвых.
Предложенная Панненбергом альтернатива такой точке зрения стала развитием идеи Лютера о том, что источник веры следует искать не в ней самой, а вне ее, во Христе. Из этого тезиса Панненберг делает вывод о необходимости исторического основания веры. Точнее, историческое откровение служит основанием доверия, поскольку вера учит нас полагаться на Бога, а не на самих себя. Он признает, что мир продолжает оспаривать откровение как основание веры. Тем не менее, только разумные аргументы, а не субъективное решение поверить в Бога, могут разрешить сомнения философов и историков в праве христианства претендовать на знание Бога.
По мнению Панненберга, богословие необходимо, поскольку в основании живой веры должна лежать реальная истина. Его собственное учение, в свою очередь, стало попыткой вернуть христианской вере прочное интеллектуальное основание, тем самым создав альтернативу субъективистскому подходу многих современных богословов.