Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословие и истина

Гренц С., Олсон Р.


Богословие и истина

При всей широте замыслов Панненберга, самое важное в его работе — понимание природы самого богословия и истины, к познанию которой оно призвано. Проще говоря, он пытается изменить направление развития современного богословия в противовес излишней приватизации религии вообще и богословия в частности.

Научные устремления Панненберга следует рассматривать в контексте его собственной оценки изменений, происходящих в современном богословии. В 1975 году он выразил свое мнение по поводу упадка богословия в автобиографическом замечании, адресованном группе студентов из Денвера: «Если вы что-нибудь слышали о моей работе, вы знаете, что некоторые обвиняют меня в рационализме. Другие называют меня фундаменталистом... Но... одно обо мне точно нельзя сказать — я определенно не пиетист».

В основе этого замечания лежит убежденность Панненберга в том, что, пытаясь решить проблемы, возникшие в эпоху Просвещения — интеллектуальной революции, коренным образом изменившей понимание основ христианской веры, богословие последних двух столетий в ущерб самому себе предпочло пиетистский акцент на решении каждого отдельного человека поверить в Бога. До эпохи Просвещения события истории спасения, считавшиеся основанием веры, не подвергались сомнению, поскольку рассказ о них называли авторитетным свидетельством самого Бога, воплощенным либо в наставлении церкви (Римско-католическая трактовка), либо в Библии, содержащей в себе богодухновенные строки апостолов и пророков (позиция реформаторов). Соответственно, реформаторы устанавливали связь между тремя аспектами веры — знанием (

Просветители заменили идею авторитетного свидетельства достоверности исторических знаний, которую проповедовали Августин и Лютер, естественными науками и новой исторической методологией, пытаясь восстановить события прошлого научно-критическими средствами. В результате возникли сомнения в историчности описываемых событий и даже в историческом основании самой веры. Итак, со времен Просвещения человечество было лишено откровения, трактуемого как слово, звучащее извне истории, в свете которого мы воспринимаем реальность глазами Бога.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz