Богословие и богословы XX века
Богословский замысел Панненберга
В 1951 году Панненберг переехал в Гейдельберг, где учился у Питера Бруннера, Эдмунда Шлинка, Ганса фон Кампенхаузена и Герхарда фон Рада. Во время учебы в этом знаменитом немецком университете оформилось его представление о природе откровения, отчасти благодаря непрерывным дискуссиям с группой студентов, изучавших самые разные дисциплины, которая стала известной как кружок Панненберга. Результаты этих обсуждений были впоследствии опубликованы под названием «Откровение как история».
В 1955 году Панненберг завершил свое образование. После преподавания в лютеранской церковной семинарии в Вуппертале (1958— 1961) и университете Майнца (1961—1968) он в 1968 году переехал в Мюнхен, где, главным образом, и проходила его научная и преподавательская деятельность.
Богословский замысел Панненберга
Богословская деятельность Панненберга ориентирована как на церковь, так и на общественную жизнь. В его программе затрагиваются темы единства церкви и ее места в светском мире. Как следствие, он всегда был неуклонным сторонником экуменизма. Но его представление о целях экуменического движения не соответствовало политической направленности, характерной для Всемирного совета церквей на протяжении многих лет. Подобная деятельность, по его мнению, препятствует решению главной задачи экуменического движения — установлению евхаристического общения между церквями, ведущего к единству всех христиан. Единство, утверждал Панненберг, — единственная возможность внушить современному светскому обществу доверие к церкви и заставить его прислушаться к ее голосу.
Темы, интересующие Панненберга, не исчерпываются церковным единством и включают в себя будущее всего человечества. Роль церкви в мире он видит в том, чтобы свидетельствовать ему о преходящей природе всех человеческих институтов до приближения Божьего царства. Церковь дает возможность выразить общение людей друг с другом и Богом, особенно в Евхаристии, и тем самым становится знамением эсхатологического Божьего царства, главной надежды мира. Решению этой задачи отчасти и служит богословие.