Богословие и богословы XX века
Критическая оценка
Критическая оценка
Окончательная оценка богословских заслуг Мольтмана в настоящий момент невозможна и, вероятно, неуместна, учитывая его склонность менять свою позицию. Тем не менее, следует сделать несколько предварительных замечаний, как бы приблизительны они ни были.
Мольтман привнес в христианство второй половины двадцатого века несколько новых ярких образов и идей. Ни один богослов до него не прикладывал таких усилий к исследованию влияния эсхатологии и креста Христова на бытие Бога. Развивая идею Бонхеффера о том, что только страдающий Бог способен помочь людям, Мольтман вписал в богословие поистине новую главу, где страдания Бога преподносятся почти как новая ортодоксия, которую мало кто подвергал серьезным сомнениям.
Кроме того, Мольтман сделал больше, чем кто бы то ни было со времен Карла Барта, для возрождения учения о Троице в современном богословии. В своих ранних работах он выступил как родоначальник целого эсхатологического направления в богословии, предложившего новые творческие подходы к осмыслению трансцендентности и имманентности Бога.
В то же время в богословии Мольтмана присутствует множество противоречий. Его основа — эсхатологическая онтология — попрежнему нуждается в дополнительном разъяснении. Так, например, остается открытым вопрос о том, каким образом пока еще неопределенное будущее может вторгаться в настоящее и оказывать на него влияние. Является ли Бог, как активный участник истории, будущим сам для себя? И насколько реальны муки, страдания и победы настоящего, если Бог гарантирует нам грядущее Царство Славы? Разве эта обещанная будущая реальность не предполагает одно из тех озарений, которые столь решительно отвергал Мольтман?
Но важнее всего тот факт, что, несмотря на свое намерение разработать новый подход к традиционной проблеме трансцендентности и имманентности Бога, Мольтман в конце концов не смог разрешить противоречия между ними. Он говорит о Боге эсхатологического будущего, являющемся из будущего, чтобы противопоставить себя миру и преобразить его. Но в то же время перед нами страждущий Бог истории, чье единство Отца, Сына и Духа пока остается в будущем. Как соответствуют друг другу эти образы Бога, Мольтман не поясняет.