Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Неприятие современной культуры

Гренц С., Олсон Р.


Неприятие современной культуры

Помимо христологической экклесиологии Бонхеффера и его отрицания либерального наследия, новые поколения богословов продолжают развивать тему его неприятия современной культуры. Это противостояние продолжалось на протяжении всей его жизни, но особенно явно оно выражено в серии писем Эберхарду Бетге, написанных Бонхеффером во время его пребывания в тюрьме Тегель. В каждом из них можно найти несколько запоминающихся фраз, которые он не успел систематизировать. Их заново открыли и переосмыслили светские богословы 1960-х годов.

Одна из таких фраз впервые встречается в книге, написанной Бонхеффером примерно в середине его жизненного пути. В «Цене ученичества» он зрительно противопоставляет «дешевую благодать» и «дорогую благодать». Понятие дешевой благодати относится к тому, что мы могли бы назвать «номинальным христианством», религииг которая учит, что спасение дается легко, по вере в те или иные учения. По словам Бонхеффера: «Дешевая благодать — это проповедь прощения без нужды в покаянии, крещение без церковной дисциплины, причастие без исповеди, отпущение грехов без сожаления о содеянном».

Дорогая благодать, напротив, учит, что за спасение приходится платить высокую цену. Ради него Бог не пожалел собственного сына. От нас же требуется послушание, иными словами, готовность жить, как подобает ученикам Христа. Лютер открыл для себя такого рода благодать, когда, покинув монастырь, вернулся в мир, говорил Бонхеффер, поскольку понял, что «единственный способ следовать за Иисусом — это жить в мире». Идея о том, чтобы следовать за Иисусом в мир, стала центральной темой размышлений Бонхеффера во время его пребывания в тюрьме.

На протяжении всей жизни, и особенно в заключении, Бонхеффер пытался осмыслить понятие ученичества — не того, которое призывает удалиться от мира, а истинного ученичества, побуждающего христиан следовать за Христом обратно в мир.

Столь радикальное понятие ученичества, по его мнению, более всего соответствовало современному состоянию мира, достигшего совершеннолетия. Его размышления на эту тему, нашедшие выражения в письмах из заключения, не означали решительного разрыва с его ранними идеями. Они, скорее, стали логическим следствием того внимания, которое он всегда уделял христологии. Бонхеффер сам указывал на эту преемственность в письме, написанном 30 апреля 1944 года. Свои размышления о наступивших временах «полного отсутствия религии» он предварил главным для него вопросом: «Я вновь и вновь возвращаюсь к тому, что такое христианство и кем сегодня для нас является Христос?»

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz