Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христос в центре

Гренц С., Олсон Р.


Разрыв с либерализмом

На Бонхеффера оказали влияние несколько богословов. Но понастоящему близки ему были взгляды Карла Барта. Кеннет Гамильтон дал меткую, хотя, возможно, и преувеличенную оценку глубины этих богословских взаимоотношений: «Если есть один ключ к пониманию богословия Бонхеффера, то это признание того факта, что на всех этапах своей научной деятельности он сознательно формулировал свои собственные концепции с учетом теории Барта, с которой считался как ни с одним из своих современников-богословов».

Как и Барт, Бонхеффер решительно порвал с либерализмом своих учителей. В частности, он отвергал концепцию «религиозности a priori». Эта идея впервые появилась в работах Шлейермахера, а Бонхеффер воспринял ее от своего учителя Рейнгольда Зееберга. Либерализм использовал предполагаемую человеческую способность ощущать бесконечность, чтобы найти точку соприкосновения Бога с человеком как основу естественного богословия. Как и Барт, Бонхеффер считал, что Бог открывается нам только в Иисусе Христе, чье явление себя людям (а значит, и христология) занимает центральное место в богословии и этике. Кроме того, он разделял божественное откровение и религию как попытку человека достичь Бога. Идея такого разделения была весьма характерна и для учения Барта. Она лежала в основе нескольких его глубоких, но недоработанных идей и высказываний, в том числе его призыва к «безрелигиозному христианству».

Несмотря на свое глубокое уважение к Барту, уже в начале своей научной деятельности Бонхеффер отверг радикальность его взглядов. Он считал, что тем самым Барт сделал Слово Божье настолько эпистемологически трансцендентным, что его невозможно найти в конкретном временнбм выражении. Бонхеффер устанавливает более тесную связь между Христом и церковью, утверждая, что откровение во Христе реально воплощается в церкви. И все же его приверженность идеям Барта очевидна в отрицании им либеральной концепции церкви, где она рассматривается как религиозное сообщество. Бонхеффер утверждал, что природу церкви нельзя выводить из общего понятия религии. Она должна быть отражением Бога и божественного откровения. Позднее его разногласия с Бартом углубились в связи с серьезным осмыслением Бонхеффером идеи «совершеннолетия мира» и присутствия в нем Христа.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz