Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христос в центре

Гренц С., Олсон Р.


Христос в центре

Бонхеффер не был богословом с точки зрения систематики. Его жизнь, а с ней и работа, была прервана и окончательно оборвалась в результате трагических событий, происходивших в Германии в 1930-40-е годы. Труды Бонхеффера, как и его жизнь, состоят из отдельных фрагментов. Два его наиболее важных трактата, «Христос в центре» и «Этика», восстановлены, первый по конспектам его лекций, сохранившимся у студентов, а второй по неоконченным рукописям, своевременно укрытым от гестапо. Генрих Отт справедливо заключает: «Труды Бонхеффера так и не были завершены, ни целиком, ни частично».

Бонхеффер прожил недолго и не успел систематизировать свои идеи. Всю свою короткую жизнь он продолжал расти, развиваться и меняться под влиянием пережитого опыта. Самым удивительным примером произошедших в нем коренных перемен стал его отказ от пацифизма в пользу участия в заговоре о покушении на убийство канцлера своей страны.

Его ученик и друг Эберхард Бетге выделял три периода в интеллектуальном паломничестве Бонхеффера: преподавание в Берлинском университете, церковная борьба и деятельность проповедника в Конфессиональной церкви, и, наконец, противостояние гитлеровскому режиму. На первом этапе Бонхеффер пытался помочь церкви ощутить себя истинным сообществом верующих. Главной темой на промежуточном этапе стала высокая цена ученичества. В конце своей жизни Бонхеффер много размышлял о «мирской святости». Но есть одна тема, красной нитью прошедшая через разные богословские труды Бонхеффера. Центральное место в ней отводится христологии. По словам Отта, «на всех этапах его паломничества христология оставалась внутренним законом его мышления, единой определяющей идеей». На протяжении всей жизни Бонхеффер искал ответ на один вопрос: кто такой Иисус Христос?

Формулировка этого главного христологического вопроса чрезвычайно важна для правильного восприятия идей немецкого богослова. Бонхеффер никогда не подвергай сомнению реальное присутствие Иисуса Христа. Он ощущал его в многочисленных и самых разных ситуациях повседневной жизни. Но на разных этапах своего паломничества он размышлял над различными гранями Христова присутствия и реальности. Так, в начале своей преподавательской деятельности его внимание привлекал экклесиологический аспект, реальность Христова присутствия в Церкви, сообществе верующих. Эта идея легла в основу определения Бонхеффером христианской жизни как соучастия в мессианских страданиях Христа. К теме присутствия Христа в церкви в конце жизни Бонхеффера прибавилась еще одна, ставшая его завещанием последующим поколениям богословов. Как свидетельствуют его «Письма и заметки из заключения», будучи узником гитлеровского режима, он напряженно размышлял над вопросом присутствия Христа в мире.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz