Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Представления Робинсона о Боге

Гренц С., Олсон Р.


Книга Робинсона была написана с позиции епископа, которому доверена роль попечителя и защитника церковного учения в эпоху, когда, по его словам, «растет пропасть между традиционной ортодоксальной верой в сверхъестественное, в контексте которой формировалось наше вероучение, и категориями, имеющими смысл для современного светского мира». Убедившись вслед за Бонхеффером в реальности совершеннолетнего мира, он обнаружил признаки этого взросления не только в мире, но и в самом сообществе верующих. Ради людей, его составляющих, Робинсон и приступил к радикальному пересмотру существующей религиозной системы отсчета. Таким образом, он рассуждал с точки зрения пастора, а не богослова. Как и Бонхеффер, Робинсон стремился внести свой вклад в служение церкви, которое он видел в том, чтобы «вооружить христиан силой и особым качеством жизни в церковной общине, научить их “тайной дисциплине” для участия в волнующих и опасных светских устремлениях наших дней, в которых они смогут обнаружить следы Бога».

В своей книге Робинсон свел воедино различные направления современной мысли. Три учения имели особое значение: Тиллиха, Бонхеффера и Бультмана. Пауль Тиллих сформулировал проблему Бога с философской точки зрения. Рудольф Бультман поднял вопрос библейской интерпретации (с учетом использования в Библии мифов), который он решил, предложив программу демифологизации. Внимание Бонхеффера было приковано к теме Бога, Христа и природы церкви. Каждый из этих мыслителей по-своему подвергал сомнению традиционное понимание трансцендентности, в котором Бог представал как существо, запредельное этому миру. Используя различную терминологию, все они отвергли прежние образы веры как мифологические (Бультман), сверхъестественные (Тиллих) или религиозные (Бонхеффер). Вслед за ними Робинсон тоже называл такого рода символизм устаревшим и считал его камнем преткновения для веры.

Представления Робинсона о Боге

По мнению Робинсона, Бога нельзя искать ни «высоко», ни «далеко», даже если рассуждать не с пространственной, а с метафизической или духовной точки зрения. Отбросив веру в сверхъестественное и опираясь на труды своих наставников, он попытался переработать христианское учение о Боге в соответствии с особенностями современного мышления. Однако этот вопрос нельзя было решить простой заменой имманентного божества трансцендентным. Вместо этого Робинсон надеялся внушить современному человеку уважение к идее трансцендентности за счет доказательства ее реальности, не прибегая к помощи мифов. С этой целью он рассматривал личную свободу и любовь как главные категории трансцендентности. Эту тему он развивал в своих последующих работах.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz