Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Томас Альтицер

Гренц С., Олсон Р.


Стиль Альтицера трудно поддается толкованию. Гамильтон, возможно, высказывал одобрение, когда писал, что «Альтицер — это стремительный напор и предельное обобщение, выраженные ярким, цветистым, эмоциональным языком». Но именно эти особенности его стиля и затрудняют понимание. Еще одним препятствием многие считают эклектизм Альтицера. Для составления своего собственного неповторимого богословского рецепта он воспользовался идеями многочисленных мыслителей. Наиболее глубокое влияние на него оказали философы Гегель и Ницше, но немалое значение имело и творчество поэта-мистика Уильяма Блейка. Эти три источника, по словам Альтицера, главным образом и легли в основу его богословия. В то же время в его учении явно сказывается неизгладимое влияние Бонхеффера и особенно Тиллиха. Именно ему Гамильтон и Альтицер посвятили свою книгу «Радикальное богословие и смерть Бога», а в предисловии к «Евангелию христианского атеизма» Альтицер назвал Тиллиха «современным отцом радикального богословия».

Главная тема христианского атеизма Альтицера абсолютная имманентность Бога в человечестве, «растворяющая даже память или тень трансцендентности». Переход через смерть Бога к радикальной имманентности, утверждал он, это «единственная возможность войти в XX век». Вот почему он необходим богословию ведь богословие должно до конца осознать полное освобождение человечества и его ответственность, провозглашенные его пророками — великими умами светской философии: Фрейдом, Маркузе, Сартром, Блейком, Гегелем и Ницше. Таковы источники христианского богословия по Альтицеру, поскольку они открывают историческое предназначение человечества в наше время, «время, когда просто находиться в состоянии обычного человека — значит начать жизнь без Бога».

Альтицер рассматривал смерть Бога как историческое событие, а не просто символическое выражение автономии современного человека. Он называл это событие «самоуничтожением Бога» и трактовал его как высший акт кенозиса, или самоопустошения, символизируемый в учениях воплощения и креста. Кенотический акт божественного самоуничтожения свершился в Иисусе Христе, когда Бог отождествил себя с человечеством посредством отречения от собственного объективного существования через жизнь и смерть конечного человека:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz