Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Светское богословие погружение Бога в современный мир

Гренц С., Олсон Р.


Трансцендентность

N

Как и неоортодоксы, Бонхеффер стремился возродить былой приоритет божественной трансцендентности вопреки господству имманентности в либеральном богословии. Но его представление о трансцендентности отличалось от концепции вторгающегося извне Слова, характерной для раннего Барта, равно как и от идеи всемогущего Бога, посетившего мир, содержащейся в традиционной ортодоксии. Для Бонхеффера трансцендентный Бог — это «запредельность в самом центре этого мира», совершенная реальность, которая придает смысл незавершенности, присутствие, постигаемое тайной дисциплиной, поддерживающей церковь и каждого отдельного верующего в служении миру. В книге, которую он задумал, но не успел написать, Бонхеффер планировал подробно изложить свою идею:

Трансцендентность заключается не в задачах, которые нам не по силам, а в ближайшем к нам «Ты». Бог является нам в человеческом облике, как в других религиях... не в абстрактной форме — абсолютной, метафизической, бесконечной и тому подобное — не в образе греческого сочетания бога и автономного человека, а в образе человека, жившего ради других, и потому распятого.51

К сожалению, Бонхеффер не успел систематизировать и развить эти темы. Но их практическое воплощение в его собственной жизни и смерти послужило прекрасной иллюстрацией к созданному им богословию, возможно, более глубокой и правдивой, чем любые трактаты, которые он мог бы написать. Пожертвовав жизнью, но не отступив от радикальной идеи ученичества, призывающей христиан разделить с Богом его страдания в мире, Бонхеффер завещал другим возведение стройного богословского здания, основание которого заложил он сам.

Несколько таких попыток было предпринято в 1960-х годах в трудах светских и радикальных богословов, черпавших вдохновение в примере немецкого мученика.

Светское богословие погружение Бога в современный мир

В 1960-х годах началось возрождение интереса к работам немецкого богослова-мученика Дитриха Бонхеффера. Именно в это десятилетие его труды, в частности «Письма и заметки из заключения», оказали значительное влияние на англо-американский богословский мир. Многих мыслителей привлекали глубокие, хотя и недоработанные идеи, высказанные Бонхеффером в письмах из тюрьмы Тегель. Принадлежащие его перу афоризмы захватили воображение британских и американских богословов постбартовского периода. Они поставили своей целью завершить разработку программы, предложенной Бонхеффером. Результатом вновь пробудившегося интереса к духовному завещанию Бонхеффера стало появление целого ряда новых радикальных богословских течений, которые, несмотря на свое недолгое существование, оставили серьезный след в истории XX века.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz