Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Тайная дисциплина

Гренц С., Олсон Р.


Тайная дисциплина

Более сложным для понимания является не продуманное Бонхеффером до конца употребление термина «тайная дисциплина».52 В ранней церкви тайной дисциплиной называли правила, запрещавшие крещеному христианину раскрывать непосвященным некоторые особенно глубокие реалии христианского вероучения. В своих письмах из заключения Бонхеффер призывал к возрождению этой практики в соответствии с современными условиями.53

Основание для упоминания об этой концепции в письмах из заключения можно найти в ранних работах Бонхеффера. Рассуждая о шестой главе Евангелия от Матфея в книге «Цена ученичества», он высказал предположение о присутствии некоего скрытого аспекта в мирской жизни христианина. Верующим не следует привлекать к себе слишком пристального внимания. Вместо этого им надлежит позволить Богу открывать людям тайны христианства.54 Итак, тайная дисциплина обозначает жизнь верующего в мире, питаемую его единством с Господом по мере того, когда христианин полагается на Бога, который производит в нем плод праведности. В Финкенвальде Бонхеффер пытался применить тайную дисциплину в совместном поклонении общины верующих, которое дает им силы для взаимодействия с миром.

В своих более поздних работах Бонхеффер, кажется, пришел к выводу, что тайная дисциплина имеет отношение не только к личному, но и к общинному благочестию. Ранее сформулированный принцип оказался весьма ценным применительно к важнейшей взаимосвязи между полнотой и незавершенностью. Христиане живут в незавершенном мире, служа другим, но силу любить ближнего они черпают в божественной благодати, действующей в них. Они не претендуют на праведность как результат приверженности тем или иным учениям или соблюдения предписанных проявлений религиозности. Поступать так означало бы полагаться не на Бога, а на религию. Тайная дисциплина призвана поддерживать в христианах надлежащий настрой для служения миру в своей повседневной жизни.

Наиболее сомнительной и даже спорной областью применения тайной дисциплины считается церковное благовестие и богословие в контексте совершеннолетнего мира. Теперь, когда разговоры о Боге потеряли всякий смысл, заключал Бонхеффер, нужно отбросить традиционное церковное мнение, что христианская проповедь возродилась из молитвы и служения ближним. В связи с этим он предложил вновь обратиться к тайной дисциплине, которая ограничивала бы христиан в провозглашении традиционных, чуждых миру богословских учений среди людей, которые уже не мыслят прежними категориями. Бонхеффер ценил традиционное толкование, но хотел убедиться, что тайны христианской веры не будут подвергнуты осквернению».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz