Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Полнота и незавершенность

Гренц С., Олсон Р.


С другой стороны, христианин призван разделить с Богом его страдания в мире. Именно эта концепция занимала центральное место в размышлениях Бонхеффера. Живя в мире, достигшем совершеннолетия, христиане должны принять на себя полную ответственность за мировую историю. Прежде всего, разделить с Богом его страдания — значит жить, как подобает истинному ученику Христа, не боясь быть уязвимым для мира в своем служении, живя ради других. Ведь «Церковь обнаруживает свою истинную сущность, только когда живет для всего человечества».

Цель христианина — быть настоящим человеком, а не «святым». По меткому замечанию Бонхеффера,

Научиться вере можно, только живя полноценной жизнью в мире. Необходимо оставить все попытки сделаться кем-то, будь то святым, обратившимся грешником, церковным деятелем (так называемым священником!), праведным или нечестивым, больным или здоровым. Именно это я имею в виду под «мирской» святостью — способность к спокойному преодолению трудностей... При этом мы бросаемся в объятия Бога и разделяем с ним его страдания в мире.

И все же радикальная идея ученичества Бонхеффера не означала полного отхода от классического представления о христианском благочестии. Определение «мирской» не позволяет христианину вести безнравственный или порочный образ жизни. Оно требует от человека полной мобилизации всех возможностей для соучастия в Божьих страданиях. При этом необходимо жить «в непосредственной близости от Бога», то есть «во Христе», по выражению апостола Павла, которым нередко пользовался Бонхеффер. В нем верующий черпает силы для решения всех жизненных проблем. Через сочетание нравственности и энергичности, утверждал Бонхеффер, «Христос делает нас не только праведными, но и сильными».

Полнота и незавершенность

Бонхеффер объединял эти два аспекта христианского ученичества, весьма уместно используя понятие «тайной дисциплины» и концепцию взаимоотношений между «полнотой» и «незавершенностью». Последняя кажется нам более понятной.

По мнению Бонхеффера, существует неразрывная связь между вечной реальностью и современным миром. Признание этого факта должно помочь христианину избежать одной из двух ошибок: абсолютного отрицания или полного одобрения этого мира (то есть незавершенности).50Христиане призваны жить, как если бы они принадлежали этому незавершенному миру, но при этом помнить, что Христос — Господь вселенной, и активное присутствие Божье ощущается в нашей повседневной жизни. Полнота придает смысл незавершенности. Поэтому Бонхеффер призывал христиан к активному участию в жизни этого мира с верой в высшую и окончательную реальность, то есть в Бога и его план оправдания грешников. Живя в мире, христианин становится «участником встречи Христа с миром», а «во Христе мир встречается с Богом».51

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz