Богословие и богословы XX века
Оценка
Недостатки богословского метода Шлейермахера имели серьезные последствия для его учения о Боге. Ощущение полной зависимости легко превращается в прокрустово ложе, в которое мы пытаемся вместить христианское понятие Бога. Все, что выходит за его пределы, отсекается, каково бы ни было его значение для библейского свидетельства и истории христианской мысли. Хотя обвинение в пантеизме безосновательно, учение Шлейермахера о Боге страдает излишним акцентом на имманентности. Деятельность Бога практически отождествляется с природой, так что зло и страдания тоже оказываются делом рук Бога наряду с искуплением.
Кроме того, неясно, существует ли Бог вне мира. Учение Шлейермахера укладывается в рамки панентеизма, поскольку устанавливает связь между Богом и миром, делая их неотделимыми друг от друга. Как и все панентеистические учения, представление Шлейермахера о взаимосвязи Бога и мира вступает в глубокое противоречие с доктриной благодати. Могло ли божественное искупление совершиться по благодати, если оно не совсем безвозмездно? Упор Шлейермахера на превосходстве имманентности плохо сочетается с его утверждением об абсолютности Бога, логическим следствием которой становится утрата личных взаимоотношений. Настоящая близость с Богом невозможна, поскольку требует взаимодействия и обратной реакции. Бог Шлейермахера, напротив, холоден и бесстрастен: «Если божественной природе придать нечто человеческое, например, способность страдать, в ней не останется места для божественного».
Возможно, это и есть ахиллесова пята учения Шлейермахера о Боге в глазах современных христиан. Ужасы, пережитые человечеством в XX веке, заставили нас заново прислушаться к библейским словам о способности Бога ощутить на себе наши страдания. Зачем современным христианам Бог, лишенный сострадания и безразлично внимающий стенаниям своих детей?
Шлейермахер искренне пытался найти в своей системе место для уникальности Иисуса Христа. В конце концов, ему пришлось ограничиться ее констатацией. Его понятие божественности Иисуса практически уравняло его с человеком. Шлейермахер создал прообраз современной, так называемой «функциональной христологии», согласно которой божественность Иисуса — не качество его личности, а влияние на его жизнь Бога, способ взаимодействия Иисуса с Богом и другими людьми. Недостаток функциональной христологии заключается в ее неспособности отразить верховенство и конечность Иисуса как самовыражения Бога. Если Иисус онтологически (по природе своей) не более чем человек, почему бы не допустить, что однажды явится равный ему или выше его? Ведь если самосознание христианина и несет в себе нечто особенное, то это именно признание Иисуса Господом, которое, в лучшем случае, находит лишь слабое отражение в функциональной христологии.