Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Оценка

Гренц С., Олсон Р.


По мнению Шлейермахера, идеального богоосознания, которым обладал Иисус, достаточно для выражения его так называемой божественности. Это и есть его Urbildlichkeit — идеал человеческого богоосознания, совершенный пиетет. Искупительный подвиг Иисуса заключается в его способности передавать это богоосознание другим, его Vorbildlichkeit: «Искупитель наделяет верующих силой своего богоосознания и таким образом совершает искупление».

Шлейермахер не оставил сомнений в своем отношении к традиционному именованию Иисуса Богом, когда заявил, будто в Новом Завете неизменно подчеркиваются лишь те качества, которые выражают его человеческое величие.

Оценка

Даже при жизни Шлейермахера его трактовка богословских учений вызывала самые противоречивые суждения. Современники обвиняли его в пантеизме, и даже в атеизме! Один из критиков воспользовался игрой слов, связанной с буквальным смыслом фамилии Шлейермахер, которая в переводе с немецкого означает «изготовитель покрывал»:

Der nackten Wahrheit Schleier machen,

Ist kluger Theologen Amt,

Und Schleiermacher sind bei so bewandten Sachen Die meister der Dogmatik insgesamt.

(Умники-богословы ткут покрывала для обнаженной истины;

Все мастера систематики, по сути своей, «шлейермахеры»).

В XX веке богословский метод Шлейермахера оказался в центре дискуссий. Одним из главных его критиков стал Карл Барт, осудивший его за попытку выдать громкие разговоры о человеке за рассуждения о Боге. Иными словами, Барт обвинил своего предшественника в придании религии излишней антропоцентричности и коренном пересмотре богословских учений, в результате чего некоторые богословы середины XX века поспешили заявить о смерти Бога.

Критические замечания Барта в основном справедливы. Можно ли сделать человечность источником и краеугольным камнем богословия? Ведь в этом случае последнее слово останется за антропологией, и пророческое Слово Божье не будет услышано в обществе. Своим отказом признать, что Бог вправе говорить или делать непредсказуемое, нечто, выходящее за рамки человеческого опыта, Шлейермахер сделал первый в истории современной христианской мысли шаг к утрате трансцендентности.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz