Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог

Гренц С., Олсон Р.


Его трактовка рассуждений о Боге объясняет, почему для Шлейермахера критерием истинных качеств Бога служит ощущение полной зависимости. Изучив суть этих переживаний, он пришел к выводу, что Бог сам наполняет смыслом все сущее, он первопричина всего —

добра и зла. Все подвержено его влиянию, но на него самого воздей

ствовать невозможно.

Предложенное Шлейермахером новое понимание Бога создает серьезные проблемы для традиционного христианского мышления. Он, например, не колеблясь, назвал Бога творцом зла. Тот факт, что именно Бог создал на земле грех и зло, обусловлен зависимостью, в которой находится от него его творение. Отрицание этого предположения умаляет божественное всемогущество. Шлейермахер утверждал, что грех предопределен Богом как необходимая предпосылка искупления.

Кроме того, Шлейермахер категорически отвергал чудеса. Верить в чудеса, по его мнению, значит отрицать, что все в мире происходит по воле Бога. Ощущение абсолютной зависимости предполагает, что все в природе предопределено и совершается Богом. Чудеса, нарушающие установленный природный порядок, противоречат этому необходимому условию.

Столь же непримиримую позицию Шлейермахер занимал в отношении действенности заступнической молитвы. Просить Бога изменить ход событий — значит предположить, что эти события происходят независимо от Бога, а сам Бог находится в зависимости от молящегося. Но хотя молитва и не способна что-либо изменить, тот факт, что люди молятся и даже получают ответы на свои молитвы, «всего лишь часть первоначального божественного плана, поэтому бессмысленно думать, что все могло бы сложиться по-иному».

Теперь уже очевидно, что для Шлейермахера в самом понятии сверхъестественного таилась угроза, поскольку оно противоречит истинно христианскому богоосознанию. Вера в сверхъестественное предполагает, что Бог существует отдельно от мира и взаимодействует со своим творением как с относительно независимым субъектом. Но христианское чувство воспринимает Бога как абсолютную и бесконечную реальность. Все конечное находится от нее в полной и безусловной зависимости, тогда как сама она не подвержена никакому влиянию.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz