Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог

Гренц С., Олсон Р.


Доктринальные нововведения

Конкретные варианты переработки Шлейермахером христианских учений не так важны для современного богословия, как его метод. И все же некоторые из них могут служить наглядным примером того влияния, которое исходные положения его теории могли бы оказать на христианство. Переработанные им формулировки во многом определили последующий ход развития либерального богословия.

Библия играла важную, хотя и не главную роль в богословии Шлейермахера. Он считал, что христианское учение не должно опираться преимущественно или исключительно на Библию. Все учения, писал он, «должны черпать свое содержание в религиозном самосознании христианина, его внутренних переживаниях». Особая ценность Библии в том, что она доносит до нас религиозные переживания ранних христианских общин. Кроме того, Новый Завет сохранил для последующих поколений совершенное богоосознание Иисуса и влияние, оказанное им на ранних христиан. Но Писание не обладает абсолютным авторитетом. Оно скорее служит примером попытки христиан определить значимость Иисуса Христа в конкретных исторических обстоятельствах.

Очевидно, что Шлейермахер не считал Библию богодухновенной или непогрешимой. Он находил в ней отрывки и даже целые книги, которые, казалось, противоречили истинному религиозному чувству. Всему Ветхому Завету недоставало, по его мнению, законодательного авторитета Нового Завета. Кроме того, он не думал, что Библию можно или следует считать неповторимой и уникальной. Роль, которую сыграл в ее написании Святой Дух, вполне сравнима с влиянием, оказанным им в других обстоятельствах, если не по глубине, то по способу воздействия.

В представлении Шлейермахера, Библия обладает относительным авторитетом для христианского богословия как источник, донесший до нас в чистом виде образец богоосознания самого Христа. Однако не сама Библия, а именно богоосознание, войдя в самоосознание верующих, служит абсолютным критерием богословской истины.

Бог

Пересмотр Шлейермахером учения о Боге до сих пор остается, пожалуй, наиболее спорным. В его основу было положено благоговейное богоосознание верующих христиан, их ощущение своей полной зависимости от Бога. По мнению Шлейермахера, не следует думать, будто качества, присущие Богу, рисуют его истинную природу. «Описать» Бога — значит ограничить и разделить, таким образом умаляя божественную бесконечность и предполагая зависимость Бога от мира. Вместо традиционной трактовки Шлейермахер предложил ставшую классической формулировку: «Все качества, приписываемые нами Богу, указывают на нечто особое, но не в Боге, а в том, как мы связываем с Ним свое ощущение абсолютной зависимости». Иными словами, говорить о Боге — это всегда значит говорить о человеческом переживании Бога. Подобные рассуждения описывают не «Бога в себе», а лишь определенный способ переживания Бога.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz