Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословский метод

Гренц С., Олсон Р.


Новизна богословского метода Шлейермахера заключалась в его обращении к верующему субъекту. Предметом и критерием истинности богословского учения служит не собрание божественных откровений, а непосредственные переживания верующих. Для него это означало необходимость постоянной проверки христианских доктрин на предмет их способности адекватно выражать опыт богоосознания. Незыблемых доктрин нет. Все должно время от времени подвергаться пересмотру. Основная задача богословия — поддерживать церковное учение и доктринальные постулаты в строгом согласии с наиболее точными данными современного анализа христианского богоосознания с целью определить, какие из них следует сохранить, от каких отказаться, а какие переработать. В «Христианской вере» Шлейермахер выполнил эту задачу, проявив твердость и решительность.

При этом он не удовлетворился отрицанием всего, что он считал несостоятельным в христианском вероучении. Наряду с критикой, богословие призвано и к созиданию. Поэтому Шлейермахер попытался заменить неподходящие формулировки теми, которые, по его мнению, лучше отражали переживания современного христианина.

Шлейермахер внес большой вклад в современное богословие, внимательно изучая культурно-исторический характер различных учений. Он всегда отдавал приоритет религиозным переживаниям и считал, что богословие должно отойти на второй план и быть готовым к постоянным изменениям в зависимости от того, что происходит в жизни христианских общин. По его мнению, «каждая доктринальная форма тесно связана с конкретным периодом времени, и никто не вправе отстаивать ее непреходящую актуальность. Задача богословия в любую эпоху — мыслить критически в поисках нового выражения происходящего в живом религиозном сознании».

Богословский метод Шлейермахера вобрал в себя достижения эпохи Просвещения и одновременно вышел за ее рамки. Следуя традициям Века разума, он отводил человеческим переживаниям центральное место в своей философии, отвергал авторитеты и считал, что процесс познания должен быть направлен «снизу вверх». Вслед за Кантом он ограничивал познание Бога доступными человеку переживаниями, воздерживаясь от умозрительных рассуждений о «Боге в себе» или истинной природе вселенной. Однако если просветители ограничивали религию пределами разума, то Шлейермахер рассматривал ее исключительно в контексте религиозного чувства. Его богословский метод был близок романтизму своей опорой на чувства и интуицию, но без свойственного этому течению субъективизма и иррациональности. Наиболее явным свидетельством разрыва с просветителями стала убежденность Шлейермахера в неповторимом своеобразии религии как неотъемлемого элемента человеческого опыта и уникальности Иисуса Христа как высшего выражения богоосознания.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz