Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословский метод

Гренц С., Олсон Р.


Конечно же, благоговение и религию нельзя до конца отделить от науки и нравственности. Шлейермахер утверждал, что вся культура общества в определенной степени опирается на благоговение, поскольку культура предполагает некое трансцендентное единство или целостность реальности, а внутреннее осознание такого единства ничем не отличается от благоговения.

Помимо науки и нравственности, Шлейермахер хотел отделить религию от догматики и богословских систем. И то, и другое чуждо истинной религии и, в лучшем случае, может считаться лишь человеческой попыткой привнести благоговение в свои труды и речи. Религия вполне может обойтись без догматов и концепций, но размышления о религиозном чувстве неизбежно порождают их.

Провозгласив независимость религии и определив ее место в универсальной полноте человеческого опыта, Шлейермахер обратился непосредственно к богословию. В самом широком и общем смысле, богословие представляет собой не что иное, как размышления о религии, точнее, о благоговении. Однако Шлейермахер отрицал возможность существования универсальной религии, ибо благоговение всегда выражается в конкретной форме религиозной жизни в рамках того или иного религиозного сообщества. Аргументы, приводимые Шлейермахером в его «Речах», созвучны взглядам Аристотеля на форму и материю: благоговение есть сущность религии (форма), но оно приобретает четкие очертания в каждой отдельной религиозной традиции (материя). Шлейермахер резко критиковал просветителей за их проповедь «естественной религии», оторванной от конкретного религиозного сообщества, богословия и формы поклонения («Позитивная религия»). Таким образом, размышления о религии всегда сосредоточены на определенной форме религиозной жизни.

В своем известном труде по систематическому богословию «Христианская вера» Шлейермахер определил богословие как попытку выразить религиозные чувства христианина в словах. По сути своей христианство — одно из таких выражений универсального человеческого благоговения, осознания своей полной зависимости и наличия отношений между Богом и человеком. Шлейермахер признавал особую форму благоговения, которую он называл христианским богоосознанием (God-consciousness), христианским самоосознанием (selfconsciousness). Это и были христианские религиозные чувства — ощущение полной зависимости от Бога и искупительного подвига Иисуса Христа. Осознание христианином Бога, самого себя во Христе и через него и есть суть христианства: «Неповторимая сущность христианства заключается в том, что в нем все религиозные чувства неразрывно связаны с искуплением, которое даровал нам Иисус из Назарета». Вместо того чтобы заниматься систематизацией сверхъестественных откровений, христианское богословие должно представлять собой связное повествование о религиозных переживаниях верующих. Поскольку эти переживания в основе своей связаны с богоосознанием в Иисусе Христе, центральное место в богословских учениях должно отводиться ему и его искупительному подвигу.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz