Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословский метод

Гренц С., Олсон Р.


Залогом успеха его богословской революции стал тот факт, что Шлейермахеру удалось сделать религию основополагающим элементом человеческой природы, значение которого невозможно умалить. В своих «Речах» он попытался представить истинную природу религии, опираясь на собственное пиетистское наследие в сочетании с традициями романтизма. Он был убежден, что сущность религии заключается не в рациональном доказательстве существования Бога, сверхъестественном откровении или церковных ритуалах, а в «особом, основополагающем, неотъемлемом элементе человеческой жизни и культуры» — ощущении своей полной зависимости от бесконечности в ее конечных проявлениях.

Важно правильно понять провозглашенное Шлейермахером тождество религии и чувства. Немецкое слово Gefuhl означает не просто эмоцию, как может показаться в переводе, но и глубокое ощущение или осознание чего-либо. Поэтому чувство в сознании человека предшествует рациональным суждениям, а значит, сущность религии, утверждал Шлейермахер, скрыта в «непосредственном ощущении вселенского бытия конечных предметов в бесконечности и временного в вечном». И еще: «Искать и найти этот вечный и бесконечный фактор во всем, что живет и движется, во всяком росте и изменении, во всех страстях и поступках, познавать жизнь в своих непосредственных ощущениях вот что такое религия».

Шлейермахер считал это религиозное чувство (он часто называл его «благоговением») универсальным и лежащим в основе человеческого опыта. Его нельзя свести к другим элементам человеческой природы, например, разуму или совести. Хотя религиозное чувство совершенно отлично от последних, писал Шлейермахер, оно столь же необходимо для постижения истинной человечности. Разум и совесть лежат в основе науки и нравственности, тогда как благоговение питает религию.

По мнению Шлейермахера, религия должна отказаться «от всех притязаний на что-либо принадлежащее науке или нравственности». Взамен он требовал признания религии sui generis — как нечто особое и внутренне присущее человеку. Религия, писал он, не менее реальна, чем все остальное: «Благоговение представляется мне необходимым третьим элементом в сочетании науки и нравственности, его естественным дополнением, наделенным достоинством и прочими высокими качествами наравне с первыми двумя».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz