Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Восстание против имманентности. Понятие трансцендентности в неоортодоксии

Гренц С., Олсон Р.


Серен Кьеркегор родился в 1813 году в Копенгагене в семье зажиточного предпринимателя-лютеранина и умер в 1855 году. Он рос весьма болезненным ребенком, к тому же страдал искривлением позвоночника. Кьеркегор готовился к церковному служению, но, завершив свое образование в 1840 году, понял, что главный интерес для него представлялифилософия и литература. К несчастью, жизнь молодого Кьеркегора осложнилась еще и неудавшимися отношениями с Региной Олсен. Хотя в 1841 году и состоялась их помолвка, Кьеркегор счел необходимым расторгнуть эти узы. Весь остаток своей недолгой жизни он продолжал оплакивать потерянную любовь.

Кьеркегор был необычайно плодовитым писателем. Его литературную карьеру можно разделить на три этапа. На первой стадии все написанное им было так или иначе посвящено его отношениям с Региной Олсен. На втором этапе, последовавшем за его обращением в 1848 году, он много писал о трудностях христианской жизни. Произнесенная епископом официальной датской церкви в 1854 году надгробная речь, в которой он превозносил умершего коллегу, прожившего совершенно мирскую жизнь, дала толчок к началу третьего этапа литературного творчества Кьеркегора. Он обрушился на официальную церковь с резкой критикой, вскрывая полное несоответствие между ранним христианством и его современным датским вариантом.

В основе обличений Кьеркегора лежало его несогласие с гегелевской философией, воспринятой его образованными соотечественниками. Датский философ отверг учение о способности разума ответить на главные религиозные вопросы. Коллективизму как следствию установленной Гегелем связи между духовным развитием человечества и исторической самореализацией Абсолютного Духа Кьеркегор противопоставил индивидуализм.

Вместо традиционного подхода, бытующего в то время, Кьеркегор предложил новое понимание природы истины, по крайней мере, так его идеи принято было трактовать в XX веке. По его мнению, истину нельзя обезличивать, она не достигается путем бесстрастных размышлений. Истина субъективна, человек постигает ее, если желает этого от всего сердца. Следовательно, поиски истины начинаются не с объективного анализа универсальных понятий, а с конкретного человека в конкретной жизненной ситуации. Отсюда и знаменитое определение истины, предложенное Кьеркегором: «Объективная недостоверность, обретаемая в своем самом страстном существе, и есть истина».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz