Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Восстание против имманентности. Понятие трансцендентности в неоортодоксии

Гренц С., Олсон Р.


Восстание против имманентности.

Понятие трансцендентности в неоортодоксии

Залпы августовских пушек 1914 года обратились в похоронный звон по интеллектуальным настроениям предыдущего столетия. Первая мировая война ознаменовала собой конец победоносного шествия эпохи оптимизма и положила начало пессимистическому течению, характерному для последующих лет. Еще одним свидетельством заката богословия оптимизма стал выход в свет комментария на Послание к Римлянам, написанного Карлом Бартом, пастором из ничем не примечательного швейцарского городка.

Отношение Барта к господствовавшему в то время либерализму оказало большое влияние на богословие, и это ощущалось даже во второй половине XX века. И хотя последователи его идей часто прокладывали свой собственный курс, швейцарского богослова можно по праву назвать основоположником нового течения. Это новое направление в богословии известно под общим названием «неоортодоксия».

Для неоортодоксального движения была характерна попытка заново открыть для себя основные учения ранней христианской ортодоксии и их значимость для современного мира. Это осложняло отношение его представителей к либерализму, который предшествовал новому мышлению. С одной стороны, неоортодоксальные богословы, как и их предшественники-либералы, принимали идеи эпохи Просвещения как данность, в том числе и критическое отношение к Библии. С другой стороны, молодые мыслители отвергали культурное христианство либералов как результат их приверженности естественному богословию. Они были весьма озабочены тем, что протестантский либерализм, в своей решимости сделать христианство удобоваримым для современного мышления, окончательно утратил евангелие. Слово Божье — трубный глас трансцендентного Божества — уже не возвещало с небес благую весть примирения человечеству, гибнущему во грехе. Неоортодоксы видели свою задачу в возрождении этих забытых тем для людей, вновь жаждущих услышать Бога, взывающего к ним извне этого мира.

Стремясь вновь заставить мир задуматься о человеческом грехе, божественной благодати и личном выборе, неоортодоксальные богословы двадцатого века черпали вдохновение в призыве печального датчанина Серена Кьеркегора. Этот призыв прозвучал в девятнадцатом веке вопреки господствовавшему в то время мышлению и долгое время оставался без внимания.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz