Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Карл Барт Трансцендентность как свобода бога

Гренц С., Олсон Р.


В «Философских фрагментах» Кьеркегор провел свое знаменитое различие между христианством и сократической религией. Последняя, «Религиозность А», — религия имманентности, поскольку предполагает присутствие истины внутри человека. Все, что нужно для ее появления на свет это чтобы кто-то, подобно повивальной бабке, помог познающему субъекту дать ей жизнь. Но в религии Иисуса — «Религиозности Б», или религии непохожести, — искатель истины лишен ее или, хуже того, заблуждается. Поэтому человеку нужен учитель, который донес бы до него истину и создал условия, необходимые для ее восприятия. Этот учитель — Спаситель и Искупитель, а его пришествие и есть «полнота времен».

Для Кьеркегора этим учителем был, разумеется, Иисус Христос. Но христианское исповедание Иисуса Христа несет в себе двойной парадокс. Оно гласит, что Бог стал человеком, и вечность подчинилась времени. Наше вечное блаженство основано на историческом событии, реальность которого всего лишь вероятна и не окончательно достоверна. Заключая в себе парадокс, христианская истина постигается верой, а не разумом. Поэтому быть христианином — значит не бояться с верой идти туда, куда страшится повести нас разум. Сущность христианской жизни в страстном поиске, в священном страхе и трепете, а не в покорной слепой вере, заключал Кьеркегор.

Темы, затронутые датским философом в девятнадцатом веке — трансцендентность Бога, сообщающего человеку невыразимую божественную истину в момент божественной встречи, — стали основанием, на котором впоследствии строили свои теории неоортодоксы двадцатого века. Вопросам, содержавшимся в этих темах, они посвящали свои богословские изыскания.

Карл Барт

Трансцендентность как свобода бога

Когда будущие поколения историков богословия оглянутся на XX век, они, несомненно, назовут самым выдающимся христианским мыслителем столетия Карла Барта. Названный еще при жизни современным отцом церкви, он, по мнению многих, стоит в одном ряду с Августином, Фомой Аквинским, Лютером, Кальвином и Шлейермахером благодаря своему уникальному вкладу в богословие. Практически все без исключения богословы XX века считали необходимым так или иначе откликнуться на его идеи. Спустя десятилетия после его смерти новые статьи и книги с анализом его богословских идей продолжают появляться в Европе и Америке. Ученые конференции регулярно собираются для обсуждения непреходящего значения творчества Барта, а в 1986 году проводилась особая встреча богословов разных стран в честь столетней годовщины со дня его рождения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz