Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Вальтер Раушенбуш

Гренц С., Олсон Р.


Работа Раушенбуша, ставшая систематическим богословием движения за социальное евангелие, вышла в свет в 1917 году под названием «Богословское обоснование социального евангелия». В ней он попытался дать новое определение основным христианским учениям с точки зрения общественной и исторической реальности Царства Любви, которое он отождествлял с «человечеством, живущим в согласии с Божьей волей». Хотя Раушенбуш открыто не отрицал классическое христианское вероучение, он трактовал его в свете единой темы Божьего царства. Так, например, значимость пришествия Иисуса заключалась в новой концепции Бога, которую он принес человечеству. Вместо того чтобы изображать Бога в виде царя, Иисус «демократизировал концепцию Бога», позволив человеку взять его за руку и назвать «Отцом». Спасение Раушенбуш определял как «добровольную социализацию души».

Американское движение социального евангелия стало наиболее практической и деятельной формой классического либерального богословия. Его богословская методология и тематика были, в основном, заимствованы у Ритчля, сочетаясь с чуждым европейскому либеральному богословию евангельским пылом в борьбе за реформы общества.

Хотя либерализм и сегодня заставляет с собой считаться, Первая мировая война все же унесла с собой классическое либеральное богословие, а с ним и социальное евангелие. Следующие несколько десятилетий прошли под эгидой новой формы протестантского богословия — неоортодоксии. Сторонники нового движения высказывали резкую критику в адрес либерального богословия таких мыслителей, как Ритчль, Гарнак и Раушенбуш. Один из представителей нового мышления, Ричард Нибур, сформулировал ставший классическим приговор либерализму: «Бог, не испытавший гнева, привлек людей, не совершивших греха, в царство, где нет осуждения, через служение Христа, не знавшего креста».

В основе недовольства либеральным богословием лежало опасение неоортодоксов, что его упор на историческом воплощении Божьего царства полностью растворит Бога в мире. Человеческие усилия придут на смену божественному всевластию, и уже нескрываемый апофеоз человечества заменит собой поклонение святому Богу. Реакция представителей неоортодоксии на резкий уклон в сторону имманентности ознаменовала собой начало истории богословия XX века. О ней и пойдет речь далее.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz