Богословие и богословы XX века
Богословский метод Ритчля
По мнению Ритчля, конфликт между светскими академическими научными дисциплинами и религией возникает, когда мы забываем о различии между теоретическим и религиозным знанием. Для него «всякое религиозное познание представляет собой непосредственное ценностное суждение». Следовательно, познать природу Бога и суть божественного возможно, лишь «определив их ценность для нашего спасения».
Вопреки точке зрения Ритчля, традиционное христианское богословие, как правило, включало в себя элементы метафизического исследования. Так, богословы использовали теоретические доказательства существования Бога для рационального обоснования христианской веры, предпринимая попытки описать природу Бога как такового.
Ритчль решительно отвергал метафизику в качестве основы богословия. По его мнению, такой подход означал недопустимое смешение научного и религиозного познания. Философские доказательства существования Бога относятся к области научных знаний, говорил он, поскольку Бог для них представляет чисто теоретический интерес, тогда как истинно религиозное познание не может видеть в Боге лишь некий объект, одну из составляющих окружающей действительности. Интерес богословов к Богу определяется нравственным влиянием, которое он оказывает на людей, помогая им обрести высшее благо.
Но в чем заключается высшее благо человечества? С точки зрения Ритчля, христианство представляет собой сообщество людей, совместно вынесших ценностное суждение, провозгласившее Божье царство, явленное в Иисусе Христе, высшим благом человечества. Это суждение не имеет, да и не требует теоретических доказательств, хотя и не является плодом субъективного «рывка веры». Скорее, это утверждение основывается на многовековом коллективном христианском опыте. О его истинности свидетельствует исторический анализ уникального призвания и деятельности Иисуса из Назарета, совершенного воплощения высшего идеала человечества.
По мнению Ритчля, богословие предполагает изучение коллективного религиозного и нравственного опыта жизни в Божьем царстве, воплощенного в церкви. Оно основывается и сосредоточивается вокруг оценки христианским сообществом Божьего царства, явленного нам в Иисусе Христе как высшее благо человечества. Богословие стремится к созданию системы ценностных суждений, основанных исключительно на влиянии, оказываемом Богом на жизнь христиан, и на том, как это влияние способствует обретению ими высшего блага. С этой целью богословие прибегает к историческому исследованию самосознания Иисуса и первоначального влияния его проповеди Божьего царства на ранних христиан. Подобный исторический анализ, утверждал Ритчль, не позволяет воспринимать ценностные богословские суждения как плод субъективного воображения и придает богословию научный характер.