Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословский метод Ритчля

Гренц С., Олсон Р.


Ритчль родился в 1822 году в семье епископа Прусской протестантской церкви. Он был музыкально одаренным ребенком и довольно рано обнаружил незаурядные интеллектуальные способности. Молодой Ритчль начал изучать богословие в Бонне, затем продолжил свои занятия в Тюбингене и Галле и снова вернулся в Бонн, где и завершил образование. В университетские годы большое влияние на него оказали Шлейермахер, Кант и исследователь Нового Завета гегельянец Ф. С. Баур.

Ритчль начал свою преподавательскую деятельность в Бонне в 1846 году. В 1864 он переехал в Геттинген, где и прожил до самой смерти в 1889 году. За годы своей двадцатипятилетней карьеры в Геттингене он создал себе репутацию ведущего немецкого богослова. Его лекции и печатные труды оказали глубокое влияние на целое поколение протестантских пасторов и преподавателей.

Из огромного числа опубликованных им статей и книг наиболее значительной работой Ритчля стал трехтомный трактат, озаглавленный «Христианское учение об оправдании и примирении», выходивший в свет отдельными частями с 1870 по 1874 год. Шотландский богослов X. Р. Макинтош, переводчик трактата на английский язык, говорил о нем так: «Со времени опубликования Christliche Glaube («Христианской веры») Шлейермахера в 1821 году ни один догматический трактат не оставил столь глубокого следа в богословской мысли Германии и всего мира».

Богословский метод Ритчля

Наиболее значительным вкладом Ритчля в современное богословие, как и в случае Шлейермахера, стал скорее его подход к богословским исследованиям, нежели конкретные доктринальные идеи. В конце девятнадцатого века христианство продолжало уступать позиции светской науке. Традиционное христианское богословие со всех сторон подвергалось нападкам материализма и позитивизма.

Ритчль считал, что в основе конфликта между богословием и наукой лежит неумение провести границу между научным и религиозным знанием. Научное знание, по его утверждению, стремится к чисто теоретической объективности, к бесстрастному познанию людей и предметов как таковых. Ученые пытаются постичь внутреннюю природу бытия, занимая нейтральную позицию. Религиозное знание, в свою очередь, заключается в нравственной оценке происходящего. Оно трактует окружающую действительность с точки зрения ценности, которую тот или иной ее аспект имеет для самореализации познающего. Предметом религиозного познания является ценность, которую представляет окружающий мир для достижения высшего блага человека. Иными словами, основное различие заключается в том, что, по Ритчлю, наука познает вещи как они есть, тогда как религия видит их такими, какими они должны быть. Посему религиозные суждения не могут быть бесстрастными или нейтральными. Более того, они не должны быть такими.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz