Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Альбрехта Ритчля

Гренц С., Олсон Р.


Наконец, хотя, возможно, именно это и лежало в основе всех остальных особенностей либерального богословия, его представители делали упор на божественной имманентности в ущерб трансцендентности, продолжая дело, начатое просветителями и великими немецкими мыслителями начала XIX века. Разумеется, Ритчль и другие либеральные богословы не ставили себе сознательной целью отрицание трансцендентности Бога в пользу его имманентности — акцент на имманентности был, скорее, логическим следствием идей Ритчля, нежели его целью. Однако его представление о Божьем царстве, историко-этическом сообществе любви, предполагало особое внимание к преемственности, а не к разобщенности между Богом и человеком, унаследованное Ритчлем от просветителей. До эпохи Просвещения богословы говорили о разрыве между святым трансцендентным Богом и грешными смертными людьми. Воплощение они рассматривали как драматическое событие, посредством которого Бог преодолел эту пропасть. В эпоху Просвещения, особенно в период расцвета либерализма, богословы, напротив, исходили из преемственности божественного и человеческого. Свидетельство этого они видели, например, в мыслительных, интуитивных и нравственных способностях человека. Соответственно, в Иисусе они видели идеального человека, а отнюдь не Христа-Спасителя.

Дух либерального движения удачно выразил один из его выдающихся последователей, по словам которого, все его приверженцы «согласились бы в признании необходимости придания протестантскому христианству новой силы и актуальности для удовлетворения потребностей современного человека, даже если пришлось бы отбросить многое из того, что в прошлом без колебаний принималось на веру».

Жизнь и деятельность Альбрехта Ритчля

Ключевой фигурой в либеральном богословии конца девятнадцатого века был Альбрехт Ритчль. Он не сравним со Шлейермахером по оригинальности мышления, творческому потенциалу и глубине своего влияния, однако последнее было достаточно велико в период с 1875 по 1925 году, чтобы термин «ритчлианство» практически отождествлялся с либеральным протестантизмом. Итак, если Шлейермахер положил начало новой эпохе в богословии, хотя и не основал собственной школы, Ритчль, напротив, основал свою школу, но не стал зачинателем новой эпохи.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz