Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Классическое либеральное богословие

Гренц С., Олсон Р.


Классическое либеральное богословие

Прежде чем говорить о конкретных мыслителях, следует коротко охарактеризовать общие черты, присущие течению, известному как классическое либеральное богословие. Что именно объединило всех этих богословов в более или менее сплоченное течение?

Подобно Шлейермахеру, либералы ставили своей целью пересмотр христианских убеждений в свете современных научных знаний. По их мнению, вместо того, чтобы игнорировать определенные моменты культурного развития, христианское богословие должно вобрать их в себя. Ему необходимо приспособиться к новому научному и философскому сознанию и в то же время не потерять самое себя. С учетом всего этого либеральное богословие, по выражению Клода Уэлша, «старалось максимально принять во внимание особенности современной мысли».

Второй характерной чертой либерального богословия было настоятельное требование каждого христианского мыслителя свободно критиковать и пересматривать традиционные учения. Разумеется, это влекло за собой отрицание авторитета классических традиций и церковной иерархии во всем, что касалось богословия. Конечно, не все либеральные богословы были бунтарями или анархистами. Большинство из них с должным уважением относилось к единству христианской истины. Тем не менее, они решительно отстаивали свое право пойти на разрыв с традиционными вероучениями всякий раз, когда, по их мнению, это было правильно и необходимо.

Кроме того, центральным в либеральном богословии был практический, или этический, аспект христианства. Ритчль и его последователи старались избегать пустых, как им казалось, теорий, извлекая нравственные уроки из христианских учений и выстраивая богословские рассуждения вокруг понятия Божьего царства.

Далее, большинство либеральных богословов искали для богословия иное основание, нежели непререкаемый авторитет Библии. Они считали, что традиционный догмат о богодухновенности Писания не выдерживает историко-критического анализа. Не только церковное предание, но и значительная часть Библии — не более чем «шелуха», скрывающая чистое «зерно» заложенной в ней вечной истины. Либералы, конечно же, не списывали Библию со счетов окончательно, как не имеющую никакой ценности. Скорее, они искали в ней евангелие — вечный источник и критерий истины, которая не растворяется в современных научных и философских знаниях. Задачу богословия они видели в выделении этого зерна, сущности христианства, из скрывающей его шелухи культурных наслоений и выражений. Многие либеральные богословы считали шелухой, например, чудеса, сверхъестественных существ (ангелов и бесов), а также апокалиптические события.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz