Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Пауль Тиллих ИММАНЕНТНОСТЬ «БОГА НАД БОГОМ»

Гренц С., Олсон Р.


Можно привести множество примеров сторонников нового либерализма, в том числе экзистенциальное богословие Джона Маккворри и эмпирическое богословие Нельсона Вимана (1884—1975). Однако парадигму и направление в возрождении либерализма в XX веке

определили два течения, о которых пойдет речь далее в этой главе. Пауль Тиллих, вероятно, может служить наиболее ярким примером неолиберала, избравшего экзистенциализм в качестве соратника богословия. А представительное движение богословов, обратившиеся к философской теме процесса, демонстрирует попытку представить богословие постоянно нуждающимся в изменении и развитии, что характерно для современной науки.

Богословы, о которых пойдет речь далее, были либералами, но не в классическом смысле этого слова. Их следовало бы именовать «умеренными». Либерализм, к возрождению которого они призывали, прошел испытание неоортодоксией. В результате они разработали новое либеральное учение, придав более глубокий смысл божественной имманентности в жизни его творения.

Пауль Тиллих

ИММАНЕНТНОСТЬ «БОГА НАД БОГОМ»

Из всех богословов XX века Пауль Тиллих, как никто другой, заслуживает звания «апостола для интеллектуалов». Он напоминал христианских апологетов II века, в частности, Иустина Мученика, пытавшихся донести истину христианства до своих современниковинтеллектуалов, используя их язык и образы. В конце жизни он подтвердил эту склонность и даже страсть к апологетике, признавшись: «Вся моя богословская деятельность была нацелена на толкование религиозных символов так, чтобы светский человек — а это значит каждый из нас — мог понять и почувствовать их сердцем».

Заслуги Тиллиха-богослова сравнимы с заслугами Барта с точки зрения влияния, которое они оказали на развитие этой науки, пользуясь, однако, совершенно противоположными подходами. Как и Барт, он предпринял попытку систематизации богословия, причем результат его трудов не только повлиял на целое поколение христианских мыслителей, но и получил признание светского общества. В отличие от Барта он стремился если не к синтезу, то, по крайней мере, к положительным отношениям между современной светской философией и христианским богословием.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz