Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Расширение понятия имманентности. Новое в традиционном либеральном богословии

Гренц С., Олсон Р.


Заключение

Рейнгольд Нибур попытался обратить вспять движение западного общества в направлении божественной имманентности, сопровождавшееся наивным беспочвенным оптимизмом в отношении человеческих возможностей. Вместо этого он постарался создать богословское учение, предполагавшее равновесие между трансцендентностью и имманентностью. В этом и заключается его величайший вклад в историю богословия XX века. Но решение этой задачи дорого обошлось богословской науке. Теория Нибура исключила возможность участия Бога в истории человечества в прошлом и будущем. Тем самым он практически не оставил своим последователям надежды увидеть трансцендентного Бога в реальных событиях, будь то история спасения или завершение самой истории.

Расширение понятия имманентности.

Новое в традиционном либеральном богословии

Неоортодоксальный протест против классического либерализма господствовал в богословии с 1920-х примерно по 1960 год. Но еще до того, как он полностью утратил свое влияние, в богословии стали раздаваться голоса, выражавшие несогласие. Некоторым мыслителям казалось, что неоортодоксы перестарались в своем отрицании одностороннего акцента на имманентности, свойственного либерализму. Быть может, Барт и его сторонники зашли слишком далеко в возрождении значимости божественной трансцендентности?

Беспокойство по поводу перегибов в неоортодоксальном богословии побудило ученых к поиску альтернативы господствовавшему учению, которая учитывала бы сильные стороны либерализма. Они не могли не считаться с критикой богословия имманентности. Но при этом они полагали, что только возрождение значимости имманентности может дать правильное понимание реальности Бога, необходимое христианству в его постоянном противостоянии с модернистским мышлением.

Эти мыслители стремились заново сформулировать и расширить понятие имманентности, принятое в либеральном богословии. Разумеется, они не призывали просто вернуться к дискредитировавшему себя прежнему культурному христианству. Вместо этого они заимствовали темы из новых философских течений, например, экзистенциализма, или использовали достижения последних научных открытий для новой формулировки христианской веры в Бога, так чтобы она стала понятной и привлекательной для современного человека.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz