Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог как сущность

Гренц С., Олсон Р.


Схватывание гарантирует преемственность событий прошлого и настоящего. И все же каждое новое событие уникально, потому что хотя и формируется на основе уже имеющегося материала, но не ограничивается им. Оно вправе принимать или отвергать схватывания прошлого. В связи с этим возникает необходимость введения понятий вечных сущностей и Бога.

Каждое событие не только «схватывает» предшествовавшие ему, но и в процессе самотворения отбирает и отвергает вечные объекты, качества и закономерности — геометрические взаимосвязи, цвета, эмоции, наслаждения, страдания, — имеющие некоторое сходство с платоновскими формами. В них содержится «чистая потенциальность», которая может найти свое отражение в актуальном событии.

В процессе своего становления каждое событие сталкивается с «исходной целью», представляющей собой лучшую из возможных комбинаций для события в стадии формирования, которую оно вправе принять или отвергнуть. Посредством исходной цели событие стремится вызвать приятное ощущение и повлиять на будущее, доставляя удовольствие другим. Исходную цель, по мнению Уайтхеда, ставит Бог, у которого есть и другая функция. Как только событие происходит, оно немедленно погибает, хотя и не исчезает окончательно. Становясь предшественником следующего события, оно пополняет собой опыт Бога, где остается запечатленным навеки («объективное бессмертие»). Таким образом, Бог — это неотъемлемая часть процесса, составляющего мир.

Бог как сущность

В основе тщательно продуманного представления Уайтхеда о божестве лежит предположение, что Бог — это всего лишь одна из многих сущностей. Как и все остальные актуальные сущности, Бог биполярен и состоит из первичного и последующего аспектов. Первичная природа (вневременный, ментальный полюс) характеризует Бога как принцип мирового процесса. Бог изучает бесконечное многообразие вечных объектов, дает первичную оценку всех потенциальностей и привлекает актуальные сущности в процессе становления. Таким образом, Бог содержит в себе целый ряд потенциальностей и потому является основанием всякой новизны.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz