Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог как сущность

Гренц С., Олсон Р.


Но одной первичной природы Бога недостаточно. Чувствованиям Бога не хватает полноты реальности. Поэтому Богу необходима еще одна сторона. В своейпоследующей сущности (временный, физический полюс) Бог притягивает к себе временной мир. Вокруг него собираются все гибнущие актуальные сущности, превращая мир в единое целое. Таким образом Бог сохраняет всю достигнутую новизну, по мере того как будущее становится настоящим и исчезает в прошлом. Эта деятельность придает природе Бога завершенность в «полноте материального чувства». Так Бог становится нашим «великим спутником, способным понять нас и разделить наши страдания».

Эти два аспекта божественной реальности способствуют установлению неразрывной взаимосвязи между Богом и миром. Они нуждаются друг в друге, и один не может обойтись без другого. Уайтхед заключал: «всякое временное событие воплощает Бога и воплощается в нем».

События, объединенные общим элементом, связующим их в самодостаточное целое, образуют «сообщество событий». Сообщества бывают различных типов, в том числе «живые», но самое неповторимое из них — человеческая личность. Каждый человек — это сообщество, которое помнит свое прошлое, предвосхищает будущее и сплетает их воедино. Но человек всегда остается конечным сообществом, поскольку его опыт включает в себя ограниченное прошлое и ограниченное будущее. Бог же, напротив, представляет собой ничем не ограниченное сообщество, он помнит все переживания и предвидит все потенциальности, сплетая прошлое и будущее в единый бесконечный процесс.

За целым стоит еще одна всеобъемлющая концепция, творчество. Речь идет не об одном из реально существующих предметов, а о принципе единства, стоящем за многообразием актуальных сущностей. Это еще и принцип новизны, демонстрируемый каждой из них, источник индивидуального своеобразия актуальных сущностей как участников творческого продвижения вперед, характерного для процесса в целом.

Разработанная Уайтхедом метафизика процесса определила специфическую направленность его богословского учения. Его можно кратко обобщить в трех постулатах. Прежде всего, нельзя сказать, что Бог далек от мира или безразличен к происходящему в нем. Бог и мир взаимозависимы. Итак, Уайтхед явно отдавал предпочтение божественной имманентности, поскольку Бог это «актуальная сущность, имманентная реальному миру». Бог, разумеется, также и трансцендентен, но лишь потому, что божество логически, а не хронологически предшествует миру. Его трансцендентность не уникальна и присуща каждой актуальной сущности, потому что все они «в силу своей новизны запредельны вселенной и Богу». Трансцендентность Бога — это его неисчерпаемость, вечная целеустремленность и способность даже зло обратить во благо.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz