Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Составные элементы реальности

Гренц С., Олсон Р.


Составные элементы реальности

С точки зрения метафизики Уайтхеда, реальность строится из четырех основных единиц — конкретных событий, вечных объектов, Бога и творчества. В отличие от Платона, он не рассматривал последние три категории как существующие реалии. Мир состоит из актуальных событий, а все остальное умещается в три формальные категории, которые придают очертания миру.

Для Уайтхеда реальность — это не статическая сущность, а процесс. Ссылаясь на изречение Гераклита, он писал: «Смысл древнего учения о том, что “никто не может дважды пересечь одну реку”, расширился. Ни одному мыслителю не приходит дважды одна и та же идея, или, выражаясь более общо, никому не дается один и тот же опыт дважды».

Основными составляющими этого процесса Уайтхед считал «актуальные сущности». Они не постоянны и скорее представляют собой мгновенные «моменты опыта», или «фрагменты переживаний». Речь идет не о нейтральной, объективной, чисто материальной субстанции; «актуальные сущности» имеют ценностную ориентацию, поскольку каждая из них — это стремление к реализации той или иной ценности. Каждое событие предполагает становление, объединение в «чувствовании» (Уайтхед называл его «удовлетворением») реакций человека на прошлый опыт и будущие переживания, находящиеся в пределах достижимого. Следовательно, все они биполярны, то есть имеют как «физический» полюс (прошлое), так и «ментальный» (потенциальности). При этом каждое событие творит самое себя в процессе опыта.

Обладая способностью к самореализации, каждое событие в то же время является звеном в последовательности взаимосвязанных событией. Все они отчасти результат прошлых моментов опыта, принимающие или отвергающие те или иные качества своих предшественников. Уайтхед использовал термин «схватывание» для описания движения от прошлого к будущему, то есть взаимосвязи между каждым отдельным событием и предшествующим состоянием вселенной.

Актуальное событие скоротечно. Как только оно достигает единства опыта, оно переходит от «субъективного» становления к выполнению своей «общественной» роли в качестве объекта, используемого другими в их собственном становлении. Иными словами, оно «погибает». Но в то же время оно «схватывается» последующими событиями и в конечном итоге Богом, тем самым обретая «объективное бессмертие». Процесс, в ходе которого актуальное событие становится объектом для возникновения последующих сущностей, Уайтхед называл «суперект». Чтобы подчеркнуть этот переход из состояния субъекта к состоянию объекта, он именовал актуальные сущности «субъект-суперект».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz