Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Метафизика Уайтхеда

Гренц С., Олсон Р.


Метафизика Уайтхеда

Тейяр пользовался особым влиянием в римско-католических кругах. Однако философское основание превалировавшей традиции богословия процесса следует искать в трудах другого мыслителя — Альфреда Норта Уайтхеда (1861-1947). В своей родной Британии Уайтхед был математиком до 1924 года, когда он принял приглашение занять пост профессора философии в Гарвардском университете. Именно там он «создал наиболее впечатляющую метафизическую систему двадцатого столетия», по оценке Уильяма Риса.

Своей главной задачей Уайтхед считал возрождение значимости метафизики в научной среде, враждебно настроенной по отношению к этой дисциплине. Признавая необходимость науки, он полагал, что в ее основании должна лежать правильная космология, поскольку любая наука автоматически предполагает опору на метафизику. Следовательно, целью Уайтхеда, по его собственному утверждению, было традиционное занятие спекулятивной философии: «усилие создать связанную систему логически необходимых общих идей, посредством которых каждый элемент нашего опыта может быть объяснен».

Уайтхед постарался сформулировать представление о реальности в соответствии с современными научными теориями, пришедшими на смену Ньютоновой физике. Ньютон предполагал, что все предметы имеют конкретное местонахождение в пространстве и времени независимо друг от друга и что отношения между ними носят случайный и чисто внешний характер. Новая физика заменила идею простого местонахождения концепцией энергии, т. е. совершенной работы, а окружающую действительность рассматривала с точки зрения силы, так что со временем все предметы оказывались соединенными между собой исторической цепочкой причинно-следственных связей. Уайтхед попытался разработать метафизическое основание этой новой системы взглядов. В то же время он отвергал современное сведение причинности к конкретной действующей причине, утверждая, что научное понятие физической энергии — всего лишь абстракция более сложной энергии, наполняющей каждое событие.

Уайтхед называл свой подход «философией организма» из-за его акцента на «чувствовании», динамичном движении и «присутствии в другой сущности». Он считал себя продолжателем философской традиции от Декарта до Юма, которые видели в субъективном человеческом опыте ключ к основополагающей природе реальности. Но Уайтхеду удалось выйти за рамки этой традиции, заявив, что субъективные, или эмоциональные, переживания («чувствования») присущи не только людям, но и всем остальным элементам окружающей действительности. Его систему можно было бы классифицировать как переработанный монизм, поскольку все составные элементы окружающей действительности («актуальные сущности») похожи один на другой. Следовательно, «Бог — это актуальная сущность, так же как и малейшая пылинка в далеком пустом пространстве». А поскольку макрои микроскопические процессы служат отражением друг друга, природа всей окружающей действительности может быть отображена любой сущностью.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz