Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Значение христианства

Гренц С., Олсон Р.


Точка Омега и будущее

Точка Омега играла важную роль в теории Тейяра. Хотя он считал ее последним этапом эволюции, на самом деле она выходит за пределы эволюционного развития. Она, скорее, служит постоянной точкой отсчета и движущей силой всего процесса.

Но даже концепция Омеги представила Тейяру весьма неясную картину окончательной реальности. В «Феномене человека» он предложил два возможных сценария будущего развития событий. Первый соответствовал утопическим представлениям XIX века, предполагая уменьшение зла на земле. Второй больше перекликался с апокалиптическими настроениями I и XX веков. Согласно этому сценарию, зло будет продолжать расти рядом с добром, что в конце концов приведет к разрушительному финалу.

В поздних трудах Тейяра преобладала апокалиптическая картина. Возможно, в результате размышлений об окончательном истощении земли, предсказанном вторым законом термодинамики, он заменил свой более ранний монизм духа и материи картиной человечества, освободившегося от материи и поднявшегося на новый уровень духовной жизни. В 1946 году он писал:

Человечество в конце своего объединения, своей концентрации на себе, достигнет критического уровня зрелости, чтобы, покинув Землю и звезды, постепенно вернуться в убывающую массу первобытной энергии. Оно оставит эту планету и станет частью единой истинной нерушимой сущности всех вещей, точки Омега... Бегство с Земли, не пространственно, не внешне, а духовно, внутренне, насколько может позволить гиперцентрация мировой материи на самой себе.

В 1947 году (а затем еще раз в 1952) он предположил, что это могло бы привести к преодолению «материальных границ Времени и Пространства».

Значение христианства

Представление Тейяра о мировой эволюции определило его оценки значимости христианства, которое, по его мнению, находится в тесной взаимосвязи с точкой Омега. Оставаясь конечной целью мировой истории, Омега являет себя нам и участвует в нашей жизни в качестве того, кто отвечает за весь процесс. По словам Тейяра, присутствие Омеги в мировом процессе подтверждается различными аспектами христианства, в том числе личностным характером Бога и искупительного воплощения. Что еще более важно, Омега присутствует в церкви, которая, будучи воплощением усилий Христа по объединению людей в мировое сообщество любви, распространяет новое состояние сознания по всему земному шару. Христианская картина мира завершается концом света и всеобщим единением во Христе, которое Тейяр называл «Христогенезом». Его обращение к этим темам свидетельствует о том, что концепция Омеги стала шагом от чисто научного анализа эволюции и будущего объединения человечества к специфически христианскому утверждению, что центром этого единения должен стать не кто иной, как Христос.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz