Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Наука и христианство

Гренц С., Олсон Р.


Тейяр предложил диалектическую схему вселенской истории. Первая стадия характеризуется дивергенцией, или взрывом, в результате которого начинается развитие «вслепую». Далее следует стадия сближения, или имплозии, когда предметы объединяются в группы, образуя так называемые «пороги». Следствием такой ситуации становится стадия появления, прорыв «нового творения», превосходящего предшествующее состояние.

Наиболее широкую известность французский мыслитель приобрел применением своей схемы к длительному эволюционному процессу, венцом которого стало появление человечества. Первая эпоха включала в себя начальные этапы геологического развития, которые подготовили землю к поддержанию жизни. Затем появилась клетка и началась эволюция различных форм жизни, постепенно распространившихся по всей земле, образовав биосферу. Целью этого процесса было зарождение человечества.

По мнению Тейяра, неповторимое своеобразие человечества заключается в рефлексии, способности не только познавать, но и «знать, что ты знаешь». В людях сосредоточилось сознание, пронизывающее всю окружающую действительность. Появление человечества ознаменовало собой явление, которое Тейяр назвал «ноогенезом» (от греческого слова noos, разум), приведшее к возникновению ноосферы (распространение на земле существ, обладающих самосознанием).

На этом этапе Тейяр из теоретика превратился в провидца, пытаясь разглядеть в эволюционном процессе картину будущего. Французский мыслитель полагал, что высшей точкой эволюционного развития стало появление «современной земли», начавшееся в конце

века и возложившее на нас новую серьезную ответственность. С тех пор как человек понял, что представляет собой «не что иное, как эволюцию, осознавшую самое себя, писал он, —мы осознали, что нас несет вперед некое течение и что осмысленное приложение человеческих усилий ставит перед нами большие проблемы». Нам еще предстоит пройти окончательную стадию эволюционного процесса, объединение всех людей в «мегасинтез», который он назвал точкой Омега. Вместо утраты личного сознания, свободы и индивидуальности, эта ситуация создаст возможность роста сознания до состояния «сверхмышления», или «сверхперсонализации». В свете этой возможности Тейяр призывал человечество преодолеть свою склонность к изоляции и сделать шаг в сторону «планетизации», единения людей в некой «вселенской деревне».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz