Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христология

Гренц С., Олсон Р.


Христология

Христология Тиллиха также сформировалась под влиянием формы вопроса, с которым она соотносилась. В «Существовании и Христе», третьей части своего систематического богословия, он представил убедительную, хотя и спорную, феноменологию человеческого существования. В ее основе лежала его собственная трактовка человеческого грехопадения, которую он рассматривал как универсальный переход от сущности к существованию, «не событие, имевшее место во времени и пространстве, а всеисторическое качество пространственно-временных событий». Историю Бытия о грехе Адама и Евы следует понимать не буквально, утверждал он, а как символическое выражение испытаний, выпавших на долю человечества, нашего неизбежного отчуждения от человеческой сущности, а значит и от Бога, основы бытия.

Отрицая онтологическую необходимость грехопадения, Тиллих в то же время отождествлял его с «актуализированным творением». Иными словами, переход совершается одновременно с проявлением нашей свободной воли. Как только люди начинают пользоваться своей свободой (актуализируют ее), они выходят из состояния мечтательной невинности (эту концепцию он заимствовал у Кьеркегора) как характерной черты их сущностного бытия в единстве с Богом и начинают вести отчужденное существование. В этом корень напряжения, тревог, конфликтов, отчаяния, вины и прочего зла, присутствующего в жизни человека.

По мнению Тиллиха, мы не должны понимать грехопадение как историческое событие в жизни человеческого рода или отдельных людей. Это символ универсального человеческого существования. В то же время его не следует считать необходимым структурным элементом человечества. Оно не является свойством человеческой сущности и имеет природу иррационального скачка, за который люди теперь несут ответственность.93 Таков первородный грех в представлении Тиллиха.

Критики выражают предположение, что в своем учении Тиллих «онтологизирует грех», то есть делает его необходимым, отождествляя его с творением. Об этом свидетельствует и его утверждение, что «человеку приходится делать выбор между желанием воспользоваться своей свободой и стремлением сохранить мечтательную невинность. В силу ограниченности своей свободы он выбирает ее актуализацию».94 Следовательно, единственной альтернативой падению было бы отказаться от актуализации своей человеческой сущности и вечно пребывать в состоянии мечтательной невинности. Как только человечество актуализируется, оно начинает вести отчужденное существование. Критики справедливо задаются вопросом, не делает ли это грех обязательным элементом реальности человеческого существования. В любом случае Тиллих ясно дал понять, что грехопадение, переход от сущности к существованию, — это «первоначальный факт», касающийся человечества, каким мы его знаем. Онтологически падение в пучину существования предшествует всему происходящему в пространстве и времени.95

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz