Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Бог над Богом»

Гренц С., Олсон Р.


В том, что мы имеем дело с одной из форм пантеизма, нет никаких сомнений. Завершая изложение своей богословской системы, Тиллих сам использовал это слово для описания своих взглядов. Бог и мир не тождественны, но тесно и неразрывно связаны. Нельзя не вспомнить слова Гегеля: «Без мира Бог не был бы Богом».

Читая все это, невольно задаешься вопросом, в каких отношениях находится человек с бытием мира, первопричиной бытия, которую нельзя назвать ни существом, ни личностью. С одной стороны, Тиллих говорил, что «личная встреча с Богом и воссоединение с ним занимают центральное место во всякой истинной религии». Но, с другой стороны, он утверждал, что протест атеизма против совершенной божественной личности, обитающей на небесах, вполне оправдан. Такая личность должна была бы «существовать», а значит, ее нельзя было бы считать бытием как таковым.

И все же Тиллих не хотел сказать, что Бог безличен. Он объяснял: «“Личностный Бог” не значит, что Бог — это личность. Он основа всего личного, несущая в себе онтологическую силу личности. Бог не личность, но это не умаляет его величие». Можно ли «встречаться» и устанавливать взаимоотношения с «основой всего личного»? Тиллих знал об этом возражении и о библейском персонализме, лежащем в его основе. Он старался разрешить эту дилемму посредством синтеза онтологии и библейского персонализма. В конечном итоге ему это не удалось. Он смог лишь найти выражение своего синтеза в парадоксе: «Наша встреча с Богом-личностью предполагает встречу с Богом, который, будучи основой всего личного, сам личностью не является!» Очевидно, что подобный аргумент не удовлетворяет ни разум, ни религиозный опыт.

Тиллих считал, что Бог над Богом, который не существует, но сам есть бытие как таковое, может служить окончательным ответом на вопросы, скрытые в человеческом существовании. Однако возникает сильное подозрение, что он позволял форме вопроса определять содержание ответа. Само бытие не может быть трансцендентным, праведным, святым и личностным Богом Авраама, Исаака и Иакова, Отцом Иисуса Христа.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz